Одобряет ли Бог человеческие жертвоприношения
Одобряет ли Бог человеческие жертвоприношения
Христиане и иудеи называют Бога милосердным и любящим. Также они считают, что Библия запрещает человеческие жертвоприношения. Так ли это на самом деле?

В качестве аргументы против человеческих жертвоприношений иудеи и христиане приводят историю об Аврааме и Исааке. Бог повелел Аврааму принести в жертву сына Исаака. Авраам огорчился, но согласился с требованием Бога. Поднялся на гору с Исааком, и когда стал заносить над ним нож, тут же явился ему ангел, даровавший жертвенного барана. Тем самым Бог якобы отменил человеческие жертвоприношения:

Он протянул руку и взял нож, чтобы заколоть сына. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба: Авраам! Авраам! Я здесь, - ответил он. Не поднимай руки на мальчика, - сказал Он. Не делай с ним ничего. (Бытие 22:10-12)

Караваджо "Жертвоприношение Исаака"
Караваджо "Жертвоприношение Исаака"

Однако данный инцидент нельзя рассматривать как запрет на человеческие жертвы, потому что Бог таким образом проверял преданность Авраама. Исаак был нужен для продолжения еврейского народа, который избрал Бог. Как такового запрета нигде нет.

Запрет на людские жертвоприношения описан в книге Второзаконие:

Пусть не будет среди вас того, кто приносит в огненную жертву своего сына или свою дочь. (Второзаконие 18:10)

На первый взгляд может показаться, что вот, Бог запрещает жертвоприношения. Однако в книге Судей, которая следует после Второзакония, описан случай, как иудейский лидер Иеффай приносит свою дочь в жертву Богу через всесожжение, потому что Бог помог ему в битве с вражеским народом. При этом Бог никак не остановил Иеффая. Почему?

Шарль Лебрен "Жертвоприношение дочери...
Шарль Лебрен "Жертвоприношение дочери Иеффая"

В случае с Авраамом и Исааком жертва тоже должна была пройти через всесожжение, но ангел успел отговорить Авраама. Это значит, что практика человеческого всесожжения не являлась чуждой для евреев. А запрет в приведенном выше отрывке из Второзакония связан с принесением людских жертв чужим богам. Бог требует, чтобы евреи не исполняли обряды чуждых народов и не приносили жертвы Ваалу и Молоху. Но в отношении себя он эти жертвы не запрещает.

Подтверждением этого является стих из книги Левит, где Бог запрещает евреям приносить жертвы чужим богам, но не себе:

Не отдавай своих детей в жертву Молоху, не бесчести Имени своего Бога. Я - Господь. (Левит 18:21)

Подношение Молоху
Подношение Молоху

В книге Левит также сказано о возможности человеческих жертвоприношений самому Богу, если они были даны по обету. Именно поэтому Иеффай спокойно принес в жертву Богу свою дочь и не понес небесной кары:

Но никто не может ни продать, ни выкупить ничего из того, чем он владел и что посвятил Господу по обету, будь то человек, животное или наследная земля... Человека, который был посвящен по обету, выкупить нельзя; его нужно предать смерти. (Левит 27:28-29)

Это было исполнено пророком Моисеем, когда евреи одолели народ Мадиана. Тогда они отобрали 32 дев и принесли их в жертву Богу:

...долей для Господа из них стали 32 человека. (Числа 31:40)

Иудаизм не практиковал женское монашество, поэтому единственное объяснение дарования дев Богу - это жертвоприношение. Все, что дано Богу по обету, должно быть принесено ему в жертву. Так говорит книга Левит.

Во времена древней библейской традиции евреи спокойно практиковали человеческие жертвоприношения в качестве обета Богу. Все, что обещано Богу, должно быть умерщвлено в качестве искупительной жертвы. При этом библейский Бог запрещает приносить человеческие жертвы другим богам.

Со временем евреи стали осуждать практику человеческих жертвоприношений, возможно из-за того, что данная практика была слишком похожа на языческую. Жертвы Авраама и Иеффая, начиная с эллинистического периода, уже рассматривались как самопожертвование их детей: Исаак и дочь Иеффая были согласны на самопожертвование, поэтому в этом нет ничего плохого.

Об изменении отношения древних евреев к людским жертвам сказано в Книге пророка Иезекииля:

Я попустил, чтобы они оскверняли себя своими приношениями, когда первенцев своих они отдавали в жертву, дабы ужаснулись они и узнали, что Я - Господь. (Иезекииль 20:26)


Отрывок явно указывает, что теперь Бог относится к жертвам негативно, ранее он лишь попускал их. Данный отрывок отлично согласуется с тем, что изначально древние евреи практиковали человеческие жертвоприношения, но со временем отказались от них, переосмыслив их значение. Отсюда жертва Иисуса Христа органично встраивается в логику поздней библейской традиции: человек приносит себя в жертву Богу за все грехи человечества.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 04 ноября 2021 Комментариев 0 | Прочтений 732

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия