Сенсационное открытие: на месте древнего храма близ Иерусалима нашли статую ханаанского божества. Что это значит?
Сенсационное открытие: на месте древнего храма близ Иерусалима нашли статую ханаанского божества. Что это значит?
Археологи нашли фрагмент возможной статуи древнего ханаанского божества на месте иудейского святилища недалеко от Иерусалима. Святилище, если следовать библейскому описанию, похоже на Храм Соломона. Если будет доказано, что найденный фрагмент является частью скульптуры ханаанского божества Ваала, то это будет еще одним доказательством того, что примерно 3000 лет назад древняя иудейская религия не являлась монотеистической, а представляла собой многобожие. Сегодня в ученом сообществе доминирует теория, что в раннем иудаизме помимо Яхве поклонялись также другим богам, например ханаанскому Ваалу. Данное археологическое открытие может укрепить теорию о политеистичности раннего иудаизма...

Соперник Первого Храма

Речь идет о Храме Тель-Моце, который находится в 6 км от Храмовой горы в Иерусалиме. Его нашли в 2012 году. На месте святилища обнаружен алтарь, чаши, глиняные сосуды, статуэтки людей и животных. Возникновение святилища датируют 9 веком до н.э., следовательно, он мог действовать параллельно с Первым Иерусалимским храмом.

Возможный фрагмент ханаанского бога в...
Возможный фрагмент ханаанского бога в иудейском храме

Археологи выдвинули предположение, что найденный фрагмент статуи является частью ноги стоящей фигуры или барельефа ханаанского божества. Фрагмент находился на рельефе одной из стен, на которой нижние конечности некой фигуры направлены в том же направлении, что на древних ближневосточных рельефах божеств, таких как Ваал.

Древние статуэтки Ваала, 13 век до н.э.
Древние статуэтки Ваала, 13 век до н.э.

Храм Тель-Моца похож по описанию на Первый Храм, но не является уникальным. Подобные сооружения находились на севере Сирии - Храм Айн-Дара, и на юге Израиля - Храм в Араде. Все четыре храма имеют похожую структуру: трехкамерное сооружение, состоявшее из внутреннего двора, главного зала и алтаря.

Как храм меняет представление о прошлом?

Важность Храма Тель-Моца заключается в том, что он должен был находиться и действовать на территории Израильского царства, в котором религиозные верования согласовывались с официальной повесткой династии Давида. Наверняка этот регион имел значение для Иерусалима, потому что он находился на подступе к городу близ хозяйственных объектов и зернохранилищ.

Храм является массивным монументальным сооружением, который почти не уступает Иерусалимскому храму. Если бы в Иудее процветал монотеистический эксклюзивизм, то данного храма не должно было быть. Его наличие противоречит базовым принципам иудаизма: единобожие, запрет на изображение божеств и запрет на культивирование Бога вне Иерусалимского храма.

Раскопки Храма Тель-Моца. Алтарь
Раскопки Храма Тель-Моца. Алтарь

Каков был ранний иудаизм?

Израильские верования времен Первого Храма сильно отличались от современного и даже античного иудаизма. Большинство ученых согласны, что текст Ветхого Завета, известный как Танах, начал создаваться в конце периода Первого Храма примерно в 7 веке до н.э. Тогда была составлена Тора.

Вера в единого бога Яхве формируется только во второй половине периода Первого Храма, до этого иудеи верили во множество богов. Изначально богом-хранителем Иерусалима был Шалем. Само слово "Израиль" указывает на людей, которые поклонялись Элю, центральному богу Ханаана. Помимо других богов также почитался вышеупомянутый Ваал, бог войны и плодородия. Даже после возвышения Яхве израильтяне продолжали верить в других богов, в том числе в Ашеру, которая считается "исчезнувшей" супругой Бога.Источник: "Трикстер: философия, религия"
Опубликовано 29 октября 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1122

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия