Где и когда говорил тот самый Заратустра?
Где и когда говорил тот самый Заратустра?
Среди дошедших до нашего времени зороастрийских письменных текстов практически все сведения о жизни пророка Заратуштры (он же Заратустра) имеют строго мифологический характер и не дают объективного представления о пророке как о реальной исторической личности. Это неудивительно, ведь они составлены через многие столетия после его жизни. Кроме того, мы лишены повествовательных частей Авесты, где бы рассказывалась история жизни Заратуштры, ведь в нашем распоряжении имеется лишь четверть от оригинального текста Авесты. В основном это разного рода гимны, посвященные верховному богу Ахура-Мазде, другим богам или божественным сущностям, необходимые для литургий — их стремились сохранить в первую очередь. Среди этих литургических текстов особенно выделяются Гаты - 17 гимнов, посвященных Ахура-Мазде и его эманациям Амеша-Спентам («Бессмертным святым»). Это древнейшая часть Авесты, что следует прежде всего из того, что они сложены на архаичном диалекте авестийского языка - раннеавестийском, противопоставляемом позднеавестийскому языку остальной Авесты. Для разбираемой нами темы они имеют особенную ценность в связи с тем, что авторство именно этих 17 гимнов приписывается пророку Заратуштре зороастрийской традицией...

Представляя собой прямую речь пророка, Гаты могут считаться единственным первоисточником, из которого можно черпать сведения о его жизни. Как уже говорилось выше, все остальные сведения о Заратуштре содержатся в источниках, созданных спустя столетия после нее, так что они полностью мифологизированы. Разумеется, их тоже необходимо учитывать в реконструкции исторической личности Заратуштры, однако основным источником для нее служат лишь Гаты как древнейший первоисточник. Определив место и время сложения этих гимнов, можно узнать о месте и времени жизни их автора.

«Заратуштра» Н.К. Рерих
«Заратуштра» Н.К. Рерих

К сожалению, в распоряжении ученых до сих пор нет по-настоящему исчерпывающих доказательств какой-либо из созданных теорий относительно авторства, датировки и локализации текста Авесты в целом и Гат в частности. Соответственно, нет и какой-либо единой общепризнанной и неоспоримой точки зрения на эти вопросы. Именно поэтому в этой статье имеет смысл привести зороастрийскую точку зрения и взгляды нескольких авторитетных исследователей на эти три вопроса относительно сложения текста Гат.

Зороастрийская точка зрения

Согласно зороастрийской хронологии, изложенной в Бундахишне, мировой цикл состоит из двенадцати тысяч лет, которые в свою очередь делятся на четыре эпохи по три тысячи лет. В первые три тысячи лет все существа пребывали в духовном, нематериальном состоянии. Они не двигались и не думали. Вторая эпоха полностью прошла под властью Ормазда, в третью произошло смешение светлого и темного начал. Наконец, последние три тысячи лет должны пройти в сражении между приверженцами Ормазда и Ахримана с неизбежной победой света и уничтожением материального мира в конце этой фазы. Согласно этой хронологии, именно рождение Заратуштры отделяет третью эпоху от четвертой. Соответственно, по представлениям зороастрийцев, он появился на свет в 9001 году от сотворения мира. Также в Бундахишне содержится родословная мифических царей Ирана из династии Кавиев, начиная с Кави Виштаспы, совокупное правление которых длится 285 лет, после чего прерывается вторжением Александра Македонского. Из этого сообщения и происходит зороастрийская датировка деятельности Заратуштры – 258 год до вторжения Александра Македонского. Согласно Бундахишну, это год обращения в зороастризм Виштаспы. Традиция утверждает, что Заратуштре на тот момент было 42 года. Соответственно, дата его рождения – 300 год до начала эры Александр Македонского, что соответствует 630 году до н.э. Именно такая датировка рождения пророка и обращения Виштаспы впоследствии перешла из зороастрийских богословских сочинений в труды мусульманских историков X-XI века Мас’уди и Бируни. Однако в том же Бундахишне имеется также указание на то, что обращение Виштаспы произошло за 300 лет до вторжения Александра Македонского, что также повторяется в сочинении «Арда Вираз Намаг». Если следовать этой хронологии, то дата рождения Заратуштры приходится на 672 год до н.э. [Humbach. 1991: 24-29].

Относительно места рождения и деятельности Заратуштры, опираясь на поздние зороастрийские сочинения, мы можем сделать точный вывод лишь о том, что это Хванирата – седьмой из семи континентов, созданных Ахура-Маздой в начале временного цикла – мифическая прародина ариев (Арьяна-Ваэджа). Согласно зороастрийской традиции, он находится в центре мира. О действительном же местоположении этого континента имеются лишь смутные намеки, большинство из которых говорят о нахождении седьмого континента на востоке Иранского мира. Например, в десятом Йаште содержится перечисление рек, протекающих через Хванирату, названия которых похожи на названия рек в восточно-иранских областях Мерв, Герат, Согдиана и Хорезм. Однако «Задспарм» утверждает, что Парс является центром Хванираты. Кроме того, в других местах Авесты есть сведения о западно-иранской локализации Авесты – в Мидии. Родиной в таком случае называется город Рага – современный Рей неподалеку от Тегерана. Приводятся данные и о расположении Арьянам-Ваэджа в Сеистане. Таким образом, зороастрийские тексты Младшей Авесты не дают единого точного представления ни о времени рождения Заратуштры, ни о его родине. Что же касается биографических сведений, то во всех них пророк предстает мифическим персонажем, имеющим мало общего со своим реальным прототипом, если таковой существовал [Humbach. 1991: 30-36].

Точка зрения И.М. Стеблина-Каменского

И.М. Стеблин-Каменский считает, что Заратуштра бесспорно является автором Гат. По его мнению, Гаты представляют собой прямую речь пророка и дошли до нас в таком виде, в котором были произнесены, если не учитывать бессознательных искажений за время более чем тысячелетней передаче сначала в устном, а затем и в письменном виде. Имя Заратуштры И.М. Стеблин Каменский трактует как «обладающий старыми верблюдами» и отмечает, что наречение детей такими «уничижительными» именами до сих пор остается довольно распространённым явлением в Средней Азии. Его отец тоже носил уничижительное имя Порушаспа – «Серо-лошадный», так как обладание лошадьми серого цвета считается дурной приметой у средне-азиатских народов. Мать Заратуштры звали Дугдова – «Та, чьи коровы выдоены». Факт того, что Заратуштра и его родители носят имена с отрицательной коннотацией, до сей поры характерные для среднеазиатских иранских и испытавших их влияние тюркских народов Средней Азии, является одним из важных доказательств восточно-иранского происхождения Заратуштры. Учитывая этот и многие другие факты, И.М. Стеблин-Каменский полагает, что Заратуштра вел свою проповедническую деятельность на рубеже второго и первого тысячелетия до нашей эры в предгорьях Центральной Азии в широком понимании этого термина (то есть пространство от Южного Урала до Саян и Алтая, включая Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Копетдаг и другие горные цепи). Наиболее вероятной локализацией жизни арийского пророка И.М. Стеблин-Каменский называет Бадахшан в верховьях реки Пяндж, который к тому же претендует на звание мифической прародины ариев Арьяна-Ваэджа за счет местного самоименования «wux», закономерно восходящего к древнеиранскому *vahvi-, что значит «Добрая, Благая, Благодатная» [Ст.-К. 2009: 19-20].

Река Пяндж
Река Пяндж

Очень важно замечание И.М. Стеблина Каменского, что достоверные сведения о жизни пророка Заратуштры можно найти только в Гатах. В остальных текстах Авесты и сообщениях античных историков Заратуштра предстает исключительно как мифический персонаж, имеющий мало общего со своим историческим прототипом. Таким образом, Гаты в глазах И.М. Стеблина-Каменского приобретают важное значение как исторический источник, с помощью которого можно узнать о зарождении религии Древнего Ирана [Ст.-К. 2009: 28].

Точка зрения В. И. Абаева

Видный исследователь Авесты В.И. Абаев называет датировки жизни Заратуштры, согласно которым он жил тысячу и даже больше лет до нашей эры - «фантастическими» [Абаев. 1990: 10].

Опираясь на зороастрийскую традицию и сочинения «такого осведомленного автора» как Бируни, он определенно относит начало деятельности Заратуштры к 258 году до селевкидской эры, то есть к 570 году до н.э. «До сих пор не обнаружено ничего, что опорочивало бы это показание…» - заявляет ученый [Абаев. 1990: 10].

Относительно локализации деятельности Заратуштры В.И. Абаев, также опираясь на данные Младшей Авесты, утверждает о бесспорности восточно-иранского происхождения пророка. Он утверждает, что в пользу этой теории, кроме зороастрийской традиции, говорит еще и историческая обстановка деятельности пророка, отраженная в Гатах. Согласно мнению В.И. Абаева, Гаты содержат бесценный исторический материал, неразрывно связанный с прекрасно отраженными в них материальными реалиями, в которых жил пророк Заратуштра. Итак, следуя этой строго материалистической интерпретации Гат, В.И. Абаев выводит следующие важнейшие постулаты религиозной реформы Заратуштры:

1. Задача человека – разводить и беречь скот.
2. Скот и люди страдают от Айшмы – хищничества и разбоя. Необходимо обуздать Айшму (атмосфера борьбы является одной из важнейших черт Гат).
3. Нужна сильная власть – Хшатра.
4. Мир на земле – вот цель. (Арамати – олицетворение мирного, преуспевающего пастушеского общества) [Абаев. 1990: 14-18].

Отсюда вытекает, что основной причиной религиозной реформы Заратуштры и отказа от древнего пантеона воинственных арийских богов в пользу Ахура-Мазды – покровителя мирных пастухов, является ситуация постоянной борьбы «ариев» - оседлых восточно-иранских племен Хорезма, Согдианы и Бактрии с воинственными кочевниками «туранцами», отождествляемыми со скифами. Действительно, именно в среднеазиатских областях всегда проходила граница между земледельческо-пастушескими долинами крупных рек Сырдарьи и Амударьи с бескрайней евразийской степью, простирающейся от Дуная на западе до пустыни Гоби на востоке. Эта степь всегда являлась источником разбойничьей агрессии кочевников – вначале иранских скифов, затем сменивших их в Средневековье тюрок. Именно поэтому Заратуштра в своих проповедях выступал против «скифского быта» - то есть хищнического разбоя кочевых скифских племен. Однако, по утверждению В.И. Абаева, сам Заратуштра мог происходить из скифов. На это указывает его фамильное имя «Спитама» - слово, прямой потомок которого из современных иранских языков присутствует лишь в осетинском. Косвенным указанием на скифское происхождение Заратуштры являются его жалобы в Гатах на то, что он оказался отвергнут своим народом и вынужден бежать на реку Сырдарью к правителю Парфии и Гиркании – кави Виштаспе, который, возможно, является отцом знаменитого шаханшаха Дария I. Другими доказательствами являются также следующие факты. Тур Фриама, бывший одним из сторонников Заратуштры, носил скифское имя. Город Рага, который зороастрийская традиция называет родным городом Заратуштры, в действительности является ошибочным написанием слова Raha – названия реки, которая не раз упоминается в Авесте и, вероятнее всего, в действительности является скифской рекой Сырдарьей. Легендарные цари Ирана Хаошьянха и Тахма Урупа также являются носителями скифских имен. В пользу этой гипотезы также говорит то, что идеология сильной власти, провозглашенная новой верой, как нельзя лучше отвечала интересам зарождавшейся империи Ахеменидов, бичом которых на востоке всегда были кочевые скифские племена. В то же время в Гатах еще нет такого резкого антагонизма между туранцами и остальными иранскими племенами, которое можно позже наблюдать в Младшей Авесте. Это значит, что Заратуштра начал проводить свою реформаторскую деятельность внутри скифских племен, пытаясь изжить древние грабительские обычаи и научить своих соплеменников мирной скотоводческой жизни [Абаев. 1990: 66-67].

Таким образом, по мнению В.И. Абаева, Заратуштра с большой долей вероятности являлся скифом, то есть представителем восточно-иранских племен, которые к тому времени еще не разделились по языковому признаку, но разделились по хозяйственному – на оседлое население Хорезма, Согдианы, Маргианы и Бактрии и скифских кочевников Великой степи [Абаев. 1990: 62].

Карта с обозначением упоминаемых в ст...
Карта с обозначением упоминаемых в статье областей

Точка зрения Мэри Бойс

Известная британская исследовательница зороастризма Мэри Бойс предполагает, что Заратуштра жил в промежутке между 1500 и 1200 годами до н.э. В этом предположении она основывается прежде всего на языке Гат, который является исключительно архаичным и во многом близким к языку Ригведы, время сложения которой – 1700 год до н.э. Еще одним аргументом в пользу такой датировки жизни Заратуштры служит то, что в Гатах, как и в Ригведе, описано общество глубокой древности – каменного века. Однако М. Бойс учитывает, что «народ Авесты», возможно, был изолирован от остального мира и потому мог довольно долго сохранять архаичные черты языка и оставаться на стадии каменного века дольше, чем другие народы, переходившие к тому времени на использование в производстве бронзы. Именно поэтому М. Бойс опускает временную границу жизни Заратуштры и создания Гат до 1200 года до н.э. [Бойс, 1987: 26-27].

Родину Заратуштры М. Бойс локализует в Хорезме – северо-западной области Средней Азии. Исследователь утверждает, что Заратуштра жил в начале эпохи Иранского Бронзового века. Однако племя, к которому он принадлежал, по своему развитию все еще оставалось в каменном веке, так как в Гатах нет указаний на знакомство пророка с социальной структурой общества бронзового века с его разделением на пастухов, жрецов и воинов, которое мы можем наблюдать в Младшей Авесте. Общество, представленное Заратуштрой в Гатах, имеет лишь одно широкое разделение на жрецов и воинов-пастухов – «единый коллектив пастуха и скота», где каждый мужчина был одновременно и мирным пастухом, и воином в случае необходимости обороны родного племени от внешней угрозы. Заратуштра же упоминал о себе как о «заотаре» - священнослужителе, происходившем из рода жрецов древней иранской веры, и «мантране» - слагателе «мантр» – вдохновенных заклинаний. Однако в дальнейшем он становится «ваэдэмна», то есть «знающим». Это значит, что он в собственном понимании переходит за границы традиционного жреческого знания и постигает подлинную истину [Boyce, 1975: 181-189].

Точка зрения Продса Октора Шерво

Норвежский ученый Продс Октор Шерво высказывает сомнение в существовании пророка Заратуштры в реальности. Он указывает на многие места в Гатах, которые говорят против того, что это прямая речь пророка. По его мнению, Заратуштра, изображенный в Гатах, является таким же мифическим поэтом-жрецом, которым он предстает в Младшей Авесте и древнегреческих источниках. Гаты, вполне вероятно, были сложены на мертвом для его составителей древнем диалекте авестийского языка для того, чтобы удовлетворить требованиям мифа о первом в истории поэте-жреце. Важной деталью является то, что названия пяти Гат соответствуют названиям пяти дней, предшествующих Новому году, что является подтверждением их ритуального значения и является объяснением, почему они смогли сохраниться до наших дней [Skjærvø. 2003: 187-191].

Таким образом, имя составителя Гат, по мнению П.О. Шерво, остается для нас неизвестным, а фигура пророка Заратуштры – мифической. О месте и времени их составления тоже приходится только гадать. Однако сам П.О. Шерво, основываясь на данных языка, относит время написания Гат примерно к середине второго тысячелетия до н.э. Он заявляет, что на протяжении всей истории изучения Авесты каждый исследователь конструировал собственный образ Заратуштры, обращая внимания на одни свидетельства и отбрасывая другие. Однако все они в итоге оказываются недостаточными для того, чтобы с уверенностью сделать определенный вывод [Skjærvø. 2011: 321-324].

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что единого мнения по поводу датировки и локализации Гат нет. Зато авторство пророка Заратуштры большинство ученых признает бесспорным. Тем не менее, мы увидели, что и на этот счет существуют альтернативные мнения. Если собрать воедино различные точки зрения на вопросы времени и места создания Гат, то можно с большой долей уверенностью утверждать лишь, что время создания Гат не позднее, чем VI век до н.э. Место, скорее всего, Средняя Азия – области Хорезма, Бактрии, Согдианы и Маргианы.Источник: "Катехизис и Катарсис"
Опубликовано 26 октября 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1261

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия