Противоречия в библейской книге Исход
Книга Исхо́д (ивр. שְׁמוֹת, šᵊmōθ, Шемот, совр. произн. Шмот, - «Имена»; лат. Exodus; др.-греч. Ἔξοδος; тж. Вторая книга Моисея) - вторая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. В Талмуде встречается название «Хомеш шени» (букв. «Вторая пятина») или «Сефер а-шени» («Вторая книга»), поскольку она следует за книгой Бытия. В средневековых источниках иногда также называется «Сефер йециат Мицраим» («Книга Исхода из Египта»). Книга описывает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа» (1:8), до первого месяца второго года по Исходу их из Египта (40:17). Состоит из 40 глав.
В книге есть масса противоречий... Среди них наиболее интересные: кто тесть Моисея, противоречие в гибели скота, "убий" или "не убий", можно ли изображать Бога и ангелов, видел ли Моисей лицо Бога?
Ответы на все эти вопросы попробуем найти ниже...
Кто тесть Моисея?
Во 2 главе книги Исход сказано, что некий Рагуил отдал Моисею в жены свою дочь Сепфору. Но в 3, 4 и 18 главе тестем Моисея назван другой человек - священник Иофор.
Возможно, это один и тот же человек, но в тексте Библии это никак не поясняется.
Противоречие в гибели скота
Во время 5 египетской казни Бог поразил весь египетский скот:
Но оказалось, что не весь. В 7 казни Бог снова наказал египетский скот:
То же самое случилось в 10 казни:
"Убий" или "не убий"?
В 20 главе Бог дает евреям заповеди, среди которых есть заповедь против убийства:
Но уже через 2 главы сказано:
Таких примеров в Исходе гораздо больше.
Можно ли изображать Бога и ангелов?
В заповедях Бог строго говорит, чтобы евреи не создавали изображений божеств:
Данное наставление есть в других книгах Библии. Но в 25 и 26 главе Бог говорит евреям сделать скинию с изображением ангелов-херувимов:
Видел ли Моисей лицо Бога?
В 33 главе книги Исход сказано, что Моисей общался с Богом лицом к лицу и говорил с ним как с другом, но уже через несколько стихов говорится, что Моисей не видел лица Бога.
Это можно понять как непоследовательность автора текста. Возможно словосочетание "лицом к лицу" является фигурой речи.
Я привел только те противоречия, которые есть внутри текста Исхода. Противоречий гораздо больше, если сравнивать Исход с другими библейскими текстами. Например, есть явные противоречия по вопросу существования других богов, противоречия по вопросу наказания за грехи родственников, противоречия по вопросу воровства и лжесвидетельства.Источник: "Трикстер: философия, религия"
Кто тесть Моисея?
Во 2 главе книги Исход сказано, что некий Рагуил отдал Моисею в жены свою дочь Сепфору. Но в 3, 4 и 18 главе тестем Моисея назван другой человек - священник Иофор.
И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец. Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. (Исход 2:18-21)
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. (Исход 3:1)
Возможно, это один и тот же человек, но в тексте Библии это никак не поясняется.
Моисей и Иофор
Противоречие в гибели скота
Во время 5 египетской казни Бог поразил весь египетский скот:
И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский... (Исход 9:6)
Но оказалось, что не весь. В 7 казни Бог снова наказал египетский скот:
на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут. (Исход 9:19)
То же самое случилось в 10 казни:
В полночь Господь погубил в Египте всех первенцев... и весь первородный приплод скота. (Исход 12:29)
Бог, Моисей и мор скота
"Убий" или "не убий"?
В 20 главе Бог дает евреям заповеди, среди которых есть заповедь против убийства:
Не убивай. (Исход 20:13)
Но уже через 2 главы сказано:
Не оставляй в живых колдунью. (Исход 22:18)
Соблюдайте субботу: она свята для вас. Всякий, кто осквернит ее, будет предан смерти. (Исход 31:14)
Таких примеров в Исходе гораздо больше.
Можно ли изображать Бога и ангелов?
В заповедях Бог строго говорит, чтобы евреи не создавали изображений божеств:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху... (Исход 20:4)
Данное наставление есть в других книгах Библии. Но в 25 и 26 главе Бог говорит евреям сделать скинию с изображением ангелов-херувимов:
Сделай на концах крышки двух золотых херувимов кованой работы. (Исход 25:18)
Сделай скинию из десяти завес крученого льна голубой, пурпурной и алой пряжи, с искусно вышитыми на них херувимами. (Исход 26:1)
Моисей и Авраам поклоняются Ковчегу Завета, на котором расположены скульптуры херувимов
Видел ли Моисей лицо Бога?
В 33 главе книги Исход сказано, что Моисей общался с Богом лицом к лицу и говорил с ним как с другом, но уже через несколько стихов говорится, что Моисей не видел лица Бога.
Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим другом (Исход 33:11)
Но лица Моего ты не увидишь, потому что никто не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исход 33:20)
Это можно понять как непоследовательность автора текста. Возможно словосочетание "лицом к лицу" является фигурой речи.
Моисей общается с Богом
Я привел только те противоречия, которые есть внутри текста Исхода. Противоречий гораздо больше, если сравнивать Исход с другими библейскими текстами. Например, есть явные противоречия по вопросу существования других богов, противоречия по вопросу наказания за грехи родственников, противоречия по вопросу воровства и лжесвидетельства.Источник: "Трикстер: философия, религия"
Опубликовано 19 октября 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1149
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: