Как христиане искажали Библию и что такое Иоаннова вставка
Есть идея, что Библию тысячу раз переписывали, а под переписыванием понимается искажение оригинального текста. Это не совсем так, но доля правды в этом есть. Библию действительно дополняли и слегка изменяли. Об этом свидетельствуют самые ранние библейские рукописи, которые датируются от 2 века н.э. В данной статье я расскажу об одном существенном отрывке, который известен как "Иоаннова вставка". Что это такое, и зачем она появилась в Библии?
Иоаннова вставка - это стих в Первом послании Иоанна, который выглядит так:
Сегодня этот стих можно увидеть в старых переводах Библии, например, в синодальном переводе. В современных переводах этот стих отсутствует или вынесен за скобки. Без "Иоанновой вставки" данный отрывок выглядит так:
Как поняли, что это вставка?
Очень просто. В ранних библейских источниках и в работах ранних христианских писателей нет слов "три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух". Даже никаких намеков нет. Святитель и богослов Климент Александрийский в конце 2 века пишет в комментариях на Первое послание Иоанна:
Как видим, никаких слов о единстве Отца, Слова и Святого духа здесь нет.
Также этот отрывок отсутствует у Тертуллиана, видного христианского писателя, жившего во времена Климента. Тертуллиан в работе "Против Праксея" обосновывает идею троичности библейского Бога, но не делает ссылок на "Иоаннову вставку" (1Ин 5:7). То же самое касается Августина Аврелия, Киприана Карфагенского, Иеронима Стридонского и прочих именитых христианских писателей.
Более того, римский папа Лев Великий, живший в 5 веке, в работе "Томос к Флавию" цитирует отрывок из Послания Иоанна без "Иоанновой вставки":
Когда и зачем появилась Иоаннова вставка?
Самое первое известное упоминание Иоанновой вставки относится к 4 веку. Она появилась в работе "Liber apologeticus" испанского епископа Присциллиана:
Именно после Присциллиана "Иоаннова вставка" появляется в латинских вариантах Библии: Фульдский кодекс 6 века, Амиатинский кодекс 7-8 века. В наиболее древнем Синайском кодексе Библии, который датируется 4 веком, "Иоанновой вставки" нет. Вставка появилась в греческих переводах лишь к 14 веку, когда на Востоке обратили внимание на латинские версии Библии.
"Иоаннова вставка" создана с целью усилить библейское основание для оправдания догмата о троичности Бога. Идея Троицы обнаруживается в Библии лишь косвенно, как одна из интерпретаций. Поэтому христианские переписчики, использовав ранние тексты отцов церкви, дополнили Первое послание Иоанна "Иоанновой вставкой".Источник: "Трикстер: философия, религия"
Иоаннова вставка - это стих в Первом послании Иоанна, который выглядит так:
"Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" (1-я Иоанна 5:7)
Апостол Иоанн. Предполагаемый автор двух посланий Иоанна, Евангелия от Иоанна и Откровения
Сегодня этот стих можно увидеть в старых переводах Библии, например, в синодальном переводе. В современных переводах этот стих отсутствует или вынесен за скобки. Без "Иоанновой вставки" данный отрывок выглядит так:
"Итак, есть три свидетеля: Дух, вода и кровь – и все они свидетельствуют об одном" (1-я Иоанна 5:7-8)
1 - Синайский кодекс, 4 век, "Иоаннова вставка" отсутствует. 2. Кодекс Сангалленсис, 9 век, "Иоаннова вставка" приписана снизу
Как поняли, что это вставка?
Очень просто. В ранних библейских источниках и в работах ранних христианских писателей нет слов "три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух". Даже никаких намеков нет. Святитель и богослов Климент Александрийский в конце 2 века пишет в комментариях на Первое послание Иоанна:
"Сказано, это тот, кто пришел водой и кровью, ибо есть трое, которые свидетельствуют: дух, который есть жизнь, и вода, которая есть возрождение и вера, и кровь, которая есть знание; и эти трое суть одно".
Как видим, никаких слов о единстве Отца, Слова и Святого духа здесь нет.
Климент Александрийский - руководитель Александрийской богословской школы, жил во с 150 по 215 год
Также этот отрывок отсутствует у Тертуллиана, видного христианского писателя, жившего во времена Климента. Тертуллиан в работе "Против Праксея" обосновывает идею троичности библейского Бога, но не делает ссылок на "Иоаннову вставку" (1Ин 5:7). То же самое касается Августина Аврелия, Киприана Карфагенского, Иеронима Стридонского и прочих именитых христианских писателей.
Более того, римский папа Лев Великий, живший в 5 веке, в работе "Томос к Флавию" цитирует отрывок из Послания Иоанна без "Иоанновой вставки":
"Ибо есть трое, которые свидетельствуют: дух, вода и кровь; и эти трое суть одно".
Римский папа Лев Великий, жил с 390 по 461 год
Когда и зачем появилась Иоаннова вставка?
Самое первое известное упоминание Иоанновой вставки относится к 4 веку. Она появилась в работе "Liber apologeticus" испанского епископа Присциллиана:
"... есть три вещи, которые свидетельствуют на земле: вода, плоть и кровь, три суть одно, и есть трое, которые свидетельствуют на небесах, Отец, Слово и Дух, и эти три едины в Христе Иисусе".
Именно после Присциллиана "Иоаннова вставка" появляется в латинских вариантах Библии: Фульдский кодекс 6 века, Амиатинский кодекс 7-8 века. В наиболее древнем Синайском кодексе Библии, который датируется 4 веком, "Иоанновой вставки" нет. Вставка появилась в греческих переводах лишь к 14 веку, когда на Востоке обратили внимание на латинские версии Библии.
Амиатинский кодекс, является самым авторитетным переводом Библии на латинский язык
"Иоаннова вставка" создана с целью усилить библейское основание для оправдания догмата о троичности Бога. Идея Троицы обнаруживается в Библии лишь косвенно, как одна из интерпретаций. Поэтому христианские переписчики, использовав ранние тексты отцов церкви, дополнили Первое послание Иоанна "Иоанновой вставкой".Источник: "Трикстер: философия, религия"
Опубликовано 24 сентября 2021
Комментариев 0 | Прочтений 2194
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: