Чем в действительности была Вифлеемская звезда?
Наряжая новогоднюю ёлку, мало кто задумывается, что звезда на её вершине символизирует Вифлеемскую звезду. Это небесное знамение, согласно тексту Библии, указывало путь трём волхвам (т.е. мудрецам) с Востока, пришедшим поклониться явившемуся в мир Спасителю. Как сказано в Евангелии от Матфея: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Споры о том, чем была звезда, сиявшая над Вифлеемом, велись ещё в первых веках нашей эры. Мнения отцов церкви о ней разнились. Раннехристианский писатель Тертуллиан, родившийся во II в. н.э., считал её не реальным космическим телом или божественным видением, а соединением нескольких планет. Его мнение разделял византийский император Мануил I Комнин, правивший в XII веке...
Современник Тертуллиана греческий теолог Ориген, а вслед за ним богослов VIII века Иоанн Дамаскин считали Вифлеемскую звезду кометой. Ориген писал: «Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»
Комета изображена над новорождённым Иисусом на фреске «Поклонение волхвов» работы Джотто, знаменитого итальянского мастера живописи XIV века. О появлении кометы в это время писал и римский историк Дион Кассий. Однако его сообщение относится к 742 г. от основания Рима, т.е. от 753 года до н.э. Выходит, что комета появлялась за 11 лет до рождения Христа. Возможно, древние римляне видели комету Галлея, близкое прохождение которой возле земли должно было наблюдаться в то время. В таком случае либо Христос родился раньше официальной даты его появления на свет, либо всё-таки Вифлеемская звезда не была кометой.
Мнение Тертуллиана о том, что волхвы наблюдали соединение планет, неоднократно пытались обосновать различные астрономы, начиная с Иоганна Кеплера. Возможными кандидатами на роль Вифлеемской звезды выступают:
- Соединение Юпитера и Сатурна, 15 ноября 7 г. до н.э.
- Соединение Юпитера, Сатурна и Марса в марте 6 г. до н.э.
- Соединение Юпитера с Венерой 17 июня 2 г. н.э.
- Соединение Юпитера со звездой Регул 12 августа 3 г. н.э.
После того, как в XVI веке астроном Тихо Браге наблюдал вспышку сверхновой звезды, их также стали считать возможными кандидатами в Вифлеемские. К примеру, астрономы Китая и Кореи в 5 г. до н.э. видели вспышку сверхновой возле звезды Бета Козерога.
А в 3 г. н.э. персидские источники отмечают ещё одну сверхновую в созвездии Ориона. Предположение о том, что звезда над Вифлеемом была совершенно новым небесным телом, впервые высказал христианский мученик начала II в. н.э. Игнатий Богоносец (Антиохийский).
Однако многие авторитетные христианские богословы отрицали, что эта звезда была природным явлением. Святой Иоанн Златоуст в IV в. н.э. считал её ангелом, принявшим облик небесного тела. Его современник, святитель Василий Великий, в «Слове на Рождество Христово» отмечал: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями».
Того же мнения придерживался архиепископ Феофилакт Болгарский, живший в XI веке. Он писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды… А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу». Если эти богословы правы, то спор о том, какому астрономическому событию могла бы соответствовать Вифлеемская звезда, заведомо лишён смысла.Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Ориген на книжной миниатюре XIII века
Современник Тертуллиана греческий теолог Ориген, а вслед за ним богослов VIII века Иоанн Дамаскин считали Вифлеемскую звезду кометой. Ориген писал: «Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»
«Поклонение волхвов». Джотто, 1306 г.
Комета изображена над новорождённым Иисусом на фреске «Поклонение волхвов» работы Джотто, знаменитого итальянского мастера живописи XIV века. О появлении кометы в это время писал и римский историк Дион Кассий. Однако его сообщение относится к 742 г. от основания Рима, т.е. от 753 года до н.э. Выходит, что комета появлялась за 11 лет до рождения Христа. Возможно, древние римляне видели комету Галлея, близкое прохождение которой возле земли должно было наблюдаться в то время. В таком случае либо Христос родился раньше официальной даты его появления на свет, либо всё-таки Вифлеемская звезда не была кометой.
Комета Галлея, сфотографированная в 1986 г.
Мнение Тертуллиана о том, что волхвы наблюдали соединение планет, неоднократно пытались обосновать различные астрономы, начиная с Иоганна Кеплера. Возможными кандидатами на роль Вифлеемской звезды выступают:
- Соединение Юпитера и Сатурна, 15 ноября 7 г. до н.э.
- Соединение Юпитера, Сатурна и Марса в марте 6 г. до н.э.
- Соединение Юпитера с Венерой 17 июня 2 г. н.э.
- Соединение Юпитера со звездой Регул 12 августа 3 г. н.э.
Расширяющееся облако газов от вспышки сверхновой, которую 6 ноября 1572 г. наблюдал Тихо Браге
После того, как в XVI веке астроном Тихо Браге наблюдал вспышку сверхновой звезды, их также стали считать возможными кандидатами в Вифлеемские. К примеру, астрономы Китая и Кореи в 5 г. до н.э. видели вспышку сверхновой возле звезды Бета Козерога.
Взрыв сверхновой звезды, сфотографированный космическим телескопом «Хаббл»
А в 3 г. н.э. персидские источники отмечают ещё одну сверхновую в созвездии Ориона. Предположение о том, что звезда над Вифлеемом была совершенно новым небесным телом, впервые высказал христианский мученик начала II в. н.э. Игнатий Богоносец (Антиохийский).
Ангел Вифлеемской звезды. Современное фото
Однако многие авторитетные христианские богословы отрицали, что эта звезда была природным явлением. Святой Иоанн Златоуст в IV в. н.э. считал её ангелом, принявшим облик небесного тела. Его современник, святитель Василий Великий, в «Слове на Рождество Христово» отмечал: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями».
Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, на иконе XVIII в.
Того же мнения придерживался архиепископ Феофилакт Болгарский, живший в XI веке. Он писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды… А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу». Если эти богословы правы, то спор о том, какому астрономическому событию могла бы соответствовать Вифлеемская звезда, заведомо лишён смысла.Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Опубликовано 09 июля 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1808
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: