Загадка сейдов: как появились северные мегалиты
С момента постепенного отделения предков человека от природы, осознания себя субъектами деятельности, люди пытались влиять на окружающий мир. Ежедневно сталкиваясь с могущественными и непонятными явлениями, будь то болезнь или стихия, погодные колебания или катаклизмы человек старался понять происходящие с ним и вокруг него явления, по возможности даже научиться предсказывать их и контролировать.
Человеческое тело мало приспособлено для жизни в дикой природе, уступая в этом даже нашим ближайшим родственникам в царстве зверей – приматам. Сколькими жизням пожертвовали наши далекие предки, прежде чем начали полноценно использовать орудия труда, а потом и огонь? Но нам очень повезло, если только мы придерживаемся классической теории эволюции, и жертвы не оказались напрасны...
Отслеживая, казавшиеся причинно-следственными связи событий, появлялись обряды и культы, а вера в сверхъестественное позволяла чувствовать себя относительно спокойно в таком большом и непонятном мире.
Всё, что находилось за пределами зон обитания человека, будь то глубины рек и морей, горные вершины, глубокие пещеры, жаркие пустыни и темные леса, становилось местом обитания неведомых сущностей, управлявших своей территорией. Попытки налаживания контакта с неизвестными, а значит и опасными, силами мифологизировались и обрастали самыми разными домыслами и легендами. Суть же их сводилась к тому, что уважение и задабривание сверхъестественного, путем различных жертвоприношений и иных обрядов могли помочь человеку призвать на свою сторону духов и богов – всего того, что лежало за пределами понимания окружающего мира, но было столь необходимым для изучения, а главное контролирования и предсказуемости происходящих в этом самом мире процессов.
Есть версии, согласно которым, мифы и предания наших предков не являются исключительно плодом их воображения. За многими сюжетами стоят реальные события, оставившие значительный отпечаток на судьбах целых поколений. Однако проблема интерпретаций дошедших до нас источников, а нередко еще и сложности корректного перевода мёртвых языков, и их понятийного аппарата очень легко заводят в тупик как профессиональных ученых, так и исследователей-энтузиастов. Следуя не совсем понятной логике, часть мифов вполне признается отголосками реальных событий, тогда как другая уходит в категорию сказок и выдумок. Если же мы хотим по-настоящему разобраться в своей древней истории, то, пожалуй, следует отнестись к дошедшим до нас материалам максимально серьезно и внимательно. Даже при условии всех упомянутых выше сложностей.
Одной из наиболее многочисленных групп объектов, которых наши предки связывали с проявлением сверхъестественных сил, наделяли такие объекты особыми свойствами и таинственной историей, являются сейды.
В представлении аборигенов Северной Европы, саамов, – сейдами могли называться природные объекты, в которых живёт почитаемый дух. Так сейдами могут быть животные и растения, скалы и озёра, иногда и другие природные явления. Но чаще всего сейдами называют каменные структуры, представляющие из себя покоящийся на более мелких камнях массивный валун. Обычно число более мелких камней, образующих «ножки» «летящих камней», как ещё именуют сейды, равно трём, хотя оно и может колебаться в разные стороны.
Согласно некоторым легендам саамов, дух умирающего шамана переносился в камни, придавая им свою силу и мудрость. По другим сказаниям, уходящие на промысел в море рыбаки через обряды оставляли в камнях частицу своей души, чтобы в случае гибели, она оставалась со своим народом, продолжая приносить пользу. Интересным в данном случае является и то, что перенос человеческой сущности не предполагал создание или строительство мегалитов. Они уже были, просто в них «заселялся» дух, делая объект местом почитания. Хотя существуют и такие, в которых рассказывается о превращении духа умершего шамана в камень.
У сейдов проводились обряды жертвоприношений. Нередко рядом с ними можно было встретить оленьи рога как символ связи между двумя мирами: человеческим и миром духов. Однако, кроме оленей, в жертву приносили рыбу или вообще какие-то бытовые вещи.
К сейдам можно было прийти с самыми разными запросами: от пожелания удачной охоты или рыбалки до исцеления от болезней. Когда люди возле сейдов вели себя неподобающим образом: кричали, ругались или просто не выказывали должного уважения; дух мог покидать каменную структуру, и сейд становился пустым. Но даже в таком случае, место оставалось священным.
Аборигенам севера сложно было не испытывать благоговейное уважение к каменным мегалитам, ведь нередко вес многих из них достигал десятков тонн. И если построить относительно небольшие, до нескольких тонн, а чаще и того меньше, сейды-алтари можно было без особых проблем, то представить кто и когда мог создать столь громадные и таинственные сооружения, нередко находящиеся на вершинах скал, оставалось для жителей севера загадкой, объяснить которую можно было через «каменную магию» и вмешательство высших сил. Об этом говорят не только легенды саамов, но и сказания других северных народов, включая скандинавские саги.
Привычная география распространения сейдов включает в себя большое количество стран. Сейды встречаются в Великобритании, Ирландии, Исландии, Швеции, Норвегии, Дании, Германии, Финляндии, Канаде, России, США и даже Южной Кореи… Кто мог построить их на столь обширной территории? И если северные народы почитали сейды как священные объекты, вне зависимости от локальной истории, не считая себя авторами многих мегалитов, то кто мог быть их строителем?
Весьма популярной версией происхождения такого рода сейдов является идея существования в далеком прошлом весьма высокоразвитой забытой цивилизации Севера, существовавшей в далеком прошлом на огромных территориях не только Северой Европы, но и Северной Америки. Нередко такую цивилизацию, вторя древнегреческой мифологии, называют Гипербореей и считают северной прародиной человечества.
Однако, как оказалось, география распространения сейдов и похожих на них структур выходит далеко за рамки северных территорий. Кроме уже упомянутых стран, сейды или их прямые аналоги встречаются в Китае и Индии, Шри Ланке, отдельные экземпляры попадаются даже в Африке и Южной Америке. Что это? Доказательство того, что Гиперборея оказывала некое культурное или даже технологическое влияние на самые отдаленные от её границ территории? Или что-то другое?
Для ответа на подобные вопросы, для начала, необходимо разобраться, что именно представляют из себя сейды. Из числа тех, что являются наиболее массивными, а значит наиболее интересными и, потенциально, наиболее древними.
Итак, сейд – это массивный необработанный каменный валун, который установлен на более мелкие камни, или же находится в визуально неустойчивом положении. Иногда горная порода всего комплекса камней идентична, иногда они отличаются. Часто сейды расположены группами от нескольких десятков до нескольких сотен. Хотя бывают и одиночными. Наибольшее количество сейдов на территории России находится на горах Кучинтундра и Воттоваара, архипелаге Кузова. В подавляющем большинстве случаев камни располагаются на скальном основании. Иногда столь причудливым образом, что остаётся только удивляться, как они удерживаются на своих местах.
В первую очередь, конечно, обращает на себя внимание отсутствие следов обработки на валунах. Форма «крышки» всегда произвольна. Нет никакой закономерности. Возникает вопрос, зачем развитой цивилизации или культуре взгромождать огромные необработанные камни на более мелкие постаменты. Почему чаще всего их три? Это художественная задумка? Или есть в этом какой-то смысл?
Смысл есть. Дело в том, что три точки опоры являются наиболее устойчивой системой, в которой вес лежащего сверху объекта распределяется равномерно и позволяет всей конструкции сохранять устойчивое равновесие. И даже если точек опоры изначально было больше, то в течение столетий или даже тысячелетий под воздействием естественных процессов выветривания лишние камни как бы «выдавливаются» из-под большого валуна.
Одной из главных причин здесь служат отрицательные температуры севера, когда попавшая между камнем вода, замерзая, расширяется. И в случае, если давление расширившейся при замерзании воды оказывалось сильнее давления лежащего сверху камня, более мелкая фракция-постамент постепенно уходила в сторону. По той же причине в юго-восточной Азии встречающиеся сейды могут чаще находится на большем количестве мелких камней, чем три – там почти не бывает отрицательных температур.
Что же касается создания самих сейдов, то безусловно, саамы и другие северне народы, встречая огромные мегалиты, пытались воссоздать их. Им даже это удавалось, только в более скромных размерах. Подобная практика существовала и существует по всему миру. Например, Великие пирамиды Египта пытались повторить в меньшем масштабе, а качественную каменную кладку в Перу – рваным камнем, сохраняя внешнее сходство. Таким образом аборигены пытались прикоснуться к великому, к возможностям таинственных строителей, возможности которых превосходили их собственные. А значит, повторяя невероятные сооружения, аборигены могли прикоснуться к величию предков или богов.
Но если авторство Великих пирамид Египта и многих сооружений Перу до сих пор остаётся дискуссионным, то загадка массивных сейдов на сегодня находит свой ответ в геологии.
Наибольшее распространение сейды имеют на территории, где во времена последнего оледенения находился ледник. Во время перемещения скального грунта ледником, мелкая фракция проваливалась вниз, тогда как большие камни оставались наверху. Позже, во время таяния ледника, валуны опускались на «подушку» из мелких камней, где дальше происходили процессы выветривания, оставляя под собой, чаще всего, по три камня-постамента. Таких сейдов очень много, однако внимание к себе привлекают, в основном, те, что находятся на краю скал, как бы балансируя над пропастями и провалами. Формировались эти сейды по тем же законам, но им повезло оказаться на своем месте, привлекая к себе внимание северных народов, незнакомых с геологическими процессами. На более южных территориях, ледника не было, поэтому и количество сейдов несравнимо ниже. И те из них, что не являются более поздними поделками, образовались также благодаря вполне природным процессам, вроде землетрясений, оползней, обвалов и другим схожим явлениям.
Несмотря на то, что идея существования в Арктике и на ближайших к ней территориях в древности высокоразвитой цивилизации и является до сих пор весьма популярной, археологические свидетельства на сегодняшний день этого не подтверждают. Загадка же сейдов, хоть и остаётся красивым подтверждением гиперборейского прошлого Севера, объясняется естественными природными процессами. (С. Дешевой)
Автор: С.Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Отслеживая, казавшиеся причинно-следственными связи событий, появлялись обряды и культы, а вера в сверхъестественное позволяла чувствовать себя относительно спокойно в таком большом и непонятном мире.
Всё, что находилось за пределами зон обитания человека, будь то глубины рек и морей, горные вершины, глубокие пещеры, жаркие пустыни и темные леса, становилось местом обитания неведомых сущностей, управлявших своей территорией. Попытки налаживания контакта с неизвестными, а значит и опасными, силами мифологизировались и обрастали самыми разными домыслами и легендами. Суть же их сводилась к тому, что уважение и задабривание сверхъестественного, путем различных жертвоприношений и иных обрядов могли помочь человеку призвать на свою сторону духов и богов – всего того, что лежало за пределами понимания окружающего мира, но было столь необходимым для изучения, а главное контролирования и предсказуемости происходящих в этом самом мире процессов.
Есть версии, согласно которым, мифы и предания наших предков не являются исключительно плодом их воображения. За многими сюжетами стоят реальные события, оставившие значительный отпечаток на судьбах целых поколений. Однако проблема интерпретаций дошедших до нас источников, а нередко еще и сложности корректного перевода мёртвых языков, и их понятийного аппарата очень легко заводят в тупик как профессиональных ученых, так и исследователей-энтузиастов. Следуя не совсем понятной логике, часть мифов вполне признается отголосками реальных событий, тогда как другая уходит в категорию сказок и выдумок. Если же мы хотим по-настоящему разобраться в своей древней истории, то, пожалуй, следует отнестись к дошедшим до нас материалам максимально серьезно и внимательно. Даже при условии всех упомянутых выше сложностей.
Одной из наиболее многочисленных групп объектов, которых наши предки связывали с проявлением сверхъестественных сил, наделяли такие объекты особыми свойствами и таинственной историей, являются сейды.
В представлении аборигенов Северной Европы, саамов, – сейдами могли называться природные объекты, в которых живёт почитаемый дух. Так сейдами могут быть животные и растения, скалы и озёра, иногда и другие природные явления. Но чаще всего сейдами называют каменные структуры, представляющие из себя покоящийся на более мелких камнях массивный валун. Обычно число более мелких камней, образующих «ножки» «летящих камней», как ещё именуют сейды, равно трём, хотя оно и может колебаться в разные стороны.
Согласно некоторым легендам саамов, дух умирающего шамана переносился в камни, придавая им свою силу и мудрость. По другим сказаниям, уходящие на промысел в море рыбаки через обряды оставляли в камнях частицу своей души, чтобы в случае гибели, она оставалась со своим народом, продолжая приносить пользу. Интересным в данном случае является и то, что перенос человеческой сущности не предполагал создание или строительство мегалитов. Они уже были, просто в них «заселялся» дух, делая объект местом почитания. Хотя существуют и такие, в которых рассказывается о превращении духа умершего шамана в камень.
У сейдов проводились обряды жертвоприношений. Нередко рядом с ними можно было встретить оленьи рога как символ связи между двумя мирами: человеческим и миром духов. Однако, кроме оленей, в жертву приносили рыбу или вообще какие-то бытовые вещи.
К сейдам можно было прийти с самыми разными запросами: от пожелания удачной охоты или рыбалки до исцеления от болезней. Когда люди возле сейдов вели себя неподобающим образом: кричали, ругались или просто не выказывали должного уважения; дух мог покидать каменную структуру, и сейд становился пустым. Но даже в таком случае, место оставалось священным.
Аборигенам севера сложно было не испытывать благоговейное уважение к каменным мегалитам, ведь нередко вес многих из них достигал десятков тонн. И если построить относительно небольшие, до нескольких тонн, а чаще и того меньше, сейды-алтари можно было без особых проблем, то представить кто и когда мог создать столь громадные и таинственные сооружения, нередко находящиеся на вершинах скал, оставалось для жителей севера загадкой, объяснить которую можно было через «каменную магию» и вмешательство высших сил. Об этом говорят не только легенды саамов, но и сказания других северных народов, включая скандинавские саги.
Привычная география распространения сейдов включает в себя большое количество стран. Сейды встречаются в Великобритании, Ирландии, Исландии, Швеции, Норвегии, Дании, Германии, Финляндии, Канаде, России, США и даже Южной Кореи… Кто мог построить их на столь обширной территории? И если северные народы почитали сейды как священные объекты, вне зависимости от локальной истории, не считая себя авторами многих мегалитов, то кто мог быть их строителем?
Весьма популярной версией происхождения такого рода сейдов является идея существования в далеком прошлом весьма высокоразвитой забытой цивилизации Севера, существовавшей в далеком прошлом на огромных территориях не только Северой Европы, но и Северной Америки. Нередко такую цивилизацию, вторя древнегреческой мифологии, называют Гипербореей и считают северной прародиной человечества.
Однако, как оказалось, география распространения сейдов и похожих на них структур выходит далеко за рамки северных территорий. Кроме уже упомянутых стран, сейды или их прямые аналоги встречаются в Китае и Индии, Шри Ланке, отдельные экземпляры попадаются даже в Африке и Южной Америке. Что это? Доказательство того, что Гиперборея оказывала некое культурное или даже технологическое влияние на самые отдаленные от её границ территории? Или что-то другое?
Масляный мяч Кришны. Индия
Китай
Зимбабве
Для ответа на подобные вопросы, для начала, необходимо разобраться, что именно представляют из себя сейды. Из числа тех, что являются наиболее массивными, а значит наиболее интересными и, потенциально, наиболее древними.
Итак, сейд – это массивный необработанный каменный валун, который установлен на более мелкие камни, или же находится в визуально неустойчивом положении. Иногда горная порода всего комплекса камней идентична, иногда они отличаются. Часто сейды расположены группами от нескольких десятков до нескольких сотен. Хотя бывают и одиночными. Наибольшее количество сейдов на территории России находится на горах Кучинтундра и Воттоваара, архипелаге Кузова. В подавляющем большинстве случаев камни располагаются на скальном основании. Иногда столь причудливым образом, что остаётся только удивляться, как они удерживаются на своих местах.
В первую очередь, конечно, обращает на себя внимание отсутствие следов обработки на валунах. Форма «крышки» всегда произвольна. Нет никакой закономерности. Возникает вопрос, зачем развитой цивилизации или культуре взгромождать огромные необработанные камни на более мелкие постаменты. Почему чаще всего их три? Это художественная задумка? Или есть в этом какой-то смысл?
Смысл есть. Дело в том, что три точки опоры являются наиболее устойчивой системой, в которой вес лежащего сверху объекта распределяется равномерно и позволяет всей конструкции сохранять устойчивое равновесие. И даже если точек опоры изначально было больше, то в течение столетий или даже тысячелетий под воздействием естественных процессов выветривания лишние камни как бы «выдавливаются» из-под большого валуна.
Одной из главных причин здесь служат отрицательные температуры севера, когда попавшая между камнем вода, замерзая, расширяется. И в случае, если давление расширившейся при замерзании воды оказывалось сильнее давления лежащего сверху камня, более мелкая фракция-постамент постепенно уходила в сторону. По той же причине в юго-восточной Азии встречающиеся сейды могут чаще находится на большем количестве мелких камней, чем три – там почти не бывает отрицательных температур.
Что же касается создания самих сейдов, то безусловно, саамы и другие северне народы, встречая огромные мегалиты, пытались воссоздать их. Им даже это удавалось, только в более скромных размерах. Подобная практика существовала и существует по всему миру. Например, Великие пирамиды Египта пытались повторить в меньшем масштабе, а качественную каменную кладку в Перу – рваным камнем, сохраняя внешнее сходство. Таким образом аборигены пытались прикоснуться к великому, к возможностям таинственных строителей, возможности которых превосходили их собственные. А значит, повторяя невероятные сооружения, аборигены могли прикоснуться к величию предков или богов.
Тамбомачай, Перу. Автор фото: Сергей Дешевой
Но если авторство Великих пирамид Египта и многих сооружений Перу до сих пор остаётся дискуссионным, то загадка массивных сейдов на сегодня находит свой ответ в геологии.
Плато Гиза, Египет
Саксайуаман, Перу
Наибольшее распространение сейды имеют на территории, где во времена последнего оледенения находился ледник. Во время перемещения скального грунта ледником, мелкая фракция проваливалась вниз, тогда как большие камни оставались наверху. Позже, во время таяния ледника, валуны опускались на «подушку» из мелких камней, где дальше происходили процессы выветривания, оставляя под собой, чаще всего, по три камня-постамента. Таких сейдов очень много, однако внимание к себе привлекают, в основном, те, что находятся на краю скал, как бы балансируя над пропастями и провалами. Формировались эти сейды по тем же законам, но им повезло оказаться на своем месте, привлекая к себе внимание северных народов, незнакомых с геологическими процессами. На более южных территориях, ледника не было, поэтому и количество сейдов несравнимо ниже. И те из них, что не являются более поздними поделками, образовались также благодаря вполне природным процессам, вроде землетрясений, оползней, обвалов и другим схожим явлениям.
Корея
Несмотря на то, что идея существования в Арктике и на ближайших к ней территориях в древности высокоразвитой цивилизации и является до сих пор весьма популярной, археологические свидетельства на сегодняшний день этого не подтверждают. Загадка же сейдов, хоть и остаётся красивым подтверждением гиперборейского прошлого Севера, объясняется естественными природными процессами. (С. Дешевой)
Автор: С.Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Опубликовано 25 июня 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1154
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: