Конвейер волшебства: Благодатный огонь и мироточащие иконы...
Конвейер волшебства: Благодатный огонь и мироточащие иконы...
Трудно перечислить количество разоблачений, постигший успешный бизнес христианских церквей. На сегодняшний день раскрыт подлог почти всех «чудес», связанных с религией. Небольшой процент оставшегося недоступен по причинам понятным… просто не подпускают священники к немногочисленным святыням, генерирующим волшебство. Полностью разложены техники появления «стигматов», плачущие кровью и слезами статуи католических соборов и монастырей, названы хитроумные механические и химические технологии обмана, проанализированы составы всяческих «выделений». В ХХ веке, хвала небесам, абсолютно все доминирующие Церкви приостановили свои транспортерные ленты по поставке «чудес». Католики с 1905 по 2002 годы дотошно исследовали три сотни «заявок», претендующих на божественную природу удивительных явлений. Выжило после экспертиз… дюжина. С рядом оговорок...

Православная Церковь тоже имеет специальную комиссию «по чудесам». Работает не покладая рук, это правда. Сбрасывая в чудотворные отвалы подавляющее число заявлений, претендующих на магию. Иногда даже быстрее учёных и атеистов разоблачая фокусы и подлоги.

Некоторые богословы плотно засели за бесчисленные «Жития…» и «Деяния святых». Начав отсеивать откровенную дичь, в которую отказываются верить даже психически нездоровые люди с гипертрофированной внушаемостью. Лично знаком с парой человек (в сане), которые заняты почти научным трудом. Их задача проста: избавить литературу, выходящую из церковных типографий, от фантастических «приукрашиваний», вызывающих смех у современного человека (даже истово верующего).


Неканонические тексты редактируются, это правда. Чтобы они стали полезны для постижения смысла веры. Но в реалиях XXI века. Современная христианская литература сейчас даёт несколько другое видение Бога, мира и человека… чем это было в веке XIX даже. Работа тонкая и трудная. Поскольку приходится отделять главное от второстепенного (которое перестало работать в связи с научно-техническим прогрессом и общими знаниями цивилизации).

Пример. В Средние Века была железная традиция и правило: писать «жития святых» по более ранним образцам. Принудительно подгонять «деяния» малоизвестных чудотворцев — под практики их более знаменитых предшественников. Чтобы повысить степень значимости, приходилось приписывать «ноунеймам» самые невероятные и сверхъестественные события. Дабы подтвердить их святость, подчеркнуть даже несуществующие добродетели, вдохновить легковерную паству на подражание. Или же просто произвести неизгладимое впечатление. Часто терялись смыслы, перекосы были чудовищны в сторону второстепенных деталей. Праведность тонула в изощрённых описаниях действий гонителей, чудеса нивелировали малую образованность и поверхностность в суждениях. Так литература церковная превращалась в юмористическую или откровенно сказочную.

Не буду глубоко травмировать очень хрупкую психику Читателя, постоянно упражняющегося в комментариях с обвинениями в адрес аффтара. Господа верующие… несомненно, руками апостолов, пророков и первых христиан Бог творил много знамений. Даже чудес, пусть будут (не жалко). Но что стали вытворять последующие «святые» канонических церквей — вообще ни в какие ворота. Особенно после всех раскрытых подлогов и неоспоримых разоблачений.


Тут просто уже системное подозрение возникает. Как можно доверять всем остальным «чудесам», когда существует прямой коммерческий интерес церкви? Незыблемо стоящей не на Боге, а на «культе святых». Наступит обязательно время, когда конфессии вынуждены будут окончательно поумнеть. Научиться разговаривать с людьми без «промысла псевдочудес». Всё к тому идет.

Расследования функционала «реликвий» будут, как немного стихнет атеистический угар, немного зашкаливающий сегодня. Пара десятков лет… Будут деликатные эксперты. Появятся нормальные книги церковные. И священники начнут разговаривать с прихожанами, не как со слабоумными. Тенденции видны, временами радуют… Время лечит, полезная микстура.

Мироточение…

Хватит рассуждений, пора работать. Не знаю даже, что сказать по сему поводу. Всё разложено по полочкам давно, многие досочки не прошли даже поверхностного осмотра. Уличены конкретные «сотрудники» в фальсификации процесса. Загадка происхождение «слёз» на иконах — не была загадкой давно. Но готов немного развлечь требовательного Читателя, дав историческую ретроспективу.

Достоверно известно (по летописям), что на Руси первые упоминания о мироточащих иконах появляются в XI веке. Дальше нарастающим итогом досочки плачут — вплоть до XVIII века. До этого почему-то слезинки не проронили. После тоже успокоились (как Петр I ужаса нагнал), относительно редко стали мироточить, опасливо всхлипывая кое-где. Но наступил конец ХХ века, церковь вернули к государственным кормушкам. В социально одобряемое поле… Вспоминайте, кто постарше, вспоминайте, что началось.

Иконы на территории бывшего СССР просто зарыдали от радости! Сначала аккуратно, единичными эпизодами. Но взглянув на искреннюю радость верующих, битком набитые паломниками автобусы и поезда, передовицы СМИ… решили оплакать свою тяжелую судьбу в загоне… по полной программе. Кругом свои, зачем слёз стесняться?


В начале 90-ых иконы уже рыдали сотнями. Ладно бы какие-то старинные. Или деревянные хотя бы. Слезы текли по пластиковым репродукциям, фотографиям и ксерокопиям! Даже по неосвящённым в церкви рисункам популярных салонных художников. Пошли и быстрые разоблачения, само собой. Наглядно показывался простой физический процесс и закон, по которому влага не может исходить из глубин «святых» предметов.

Её искусственно наносят на поверхность. С помощью примитивной химии вызывая физические процессы конденсации влаги. Думаете, затрушенный советский человек (с лучшим естествонаучным образованием) внял этому? Три раза «ха». Хотя в школах проходили эпизод с Петром I. Когда его задолбали упражнения попов с «мироточением». И политическими обоснованиями великой скорби «святых угодников» действиями самодержца. Кстати, миропомазанного государя…

Скорый на лютую расправу царь тогда отодрал оклад у одной «плачущей иконы». С другой стороны доски увидел (напротив глаз лицевой стороны) специально положенное густое древесное масло. Которое начинало вытекать через аккуратные отверстия, реагируя на нагрев стоящих рядом свечей. Ну что ещё нужно? Тогда великий преобразователь России сказал:

«Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда».


Благодатный Огонь

Не скажу, что точно придерживаюсь какой-то конкретной научной версии (их несколько, сами выбирайте) его «возникновения». Но что это мистификация, понятно. Пока не получен полный доступ к Кувуклии для полноценного исследования, рассуждать можно бесконечно, гипотезами сыпать. Исторически тут фактов немного, но есть кое-что сказать. Первые упоминания о Благодатном Огне датируются IX веком. Сразу вызвав вполне объяснимое недоверие мусульман.

Сибт ибн аль-Джаузи (умер в 1256) так описал увиденное:

«…Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение — праздник света.
…Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошёл свет и смилостивился Христос».

В начале XIX века известный православный учёный-востоковед, епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) записал в «Книге бытия моего» историю о неком иеродиаконе Григории. Тот, тайком забравшись в Часовню Гроба, в момент снисхождения Благодатного огня… видел с ужасом, что зажигается пламя от спрятанной лампады. Скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова.


В XII веке мусульманином Ибн-ал-Каланиси было сделано предположение о его возникновении:

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом».

Главный кади (судья) Иерусалима Муджир ад-Дин в 1496 года выпустил историческое сочинение «Книга славной дружбы касательно истории Иерусалима и Хеврона». Он там пишет:

«В 898 году хиджры султан … приказал разрушить церковь аль-Кумаму (Храм Гроба Господня), что в Иерусалиме, и отдал народу на разграбление всё имущество, сосуды и что было в ней. Это было вызвано полученным им донесением о проделках христиан в день Пасхи с тем огнём, который они добывают хитростью, причём люди невежественные полагали, что этот огонь спускается с неба.
Его делают, пропитывая маслом бальзамового дерева тонкие шёлковые нити, намазанные серой и другими снадобьями, устроенные с таким искусством, что это сходит за чистую монету в глазах и выдающихся личностей, и простого народа. Они и до сих пор делают это в аль-Кумаме (Храме Гроба Господня). День, когда появляется огонь, называется у них «субботой света».

У иерусалимских естествоиспытателей была мотивация, много времени и достаточно знаний древнего Востока. Чтобы выдумать нечто изощрённое. Кстати, раньше ещё и голубь вылетал в момент «Схождения». Отказались со временем. Угадайте почему...


Со времен древнего Египта уже были известны вещества, способные вызывать самовозгорание. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи «царской водки» — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Серная кислота была известна очень давно. А хромат калия тысячи лет использовали для дубления кожи, он был доступен древним химикам.

«Неопалимый» эффект тоже вполне изучен. Чуду есть простое объяснение. Химикам известен «холодный огонь». Так горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура горения зависит от концентрации эфира в воздухе, условий теплообмена. Ютуб завален роликами, где обтираются «неопалимым огнем». Студентам химических факультетов тоже показывают: эфирное облако даже можно «перемещать» в пространстве. Оно тяжелее воздуха, только температуру нужную поддерживай.

Можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи, торговать ими. Как знаете, в храме Гроба предлагают зажигать связки свечей (по 33 штуки в каждой). Брать их принято тут же, неподалеку. Эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» длится столь непродолжительное время. После «волшебный огонь» приобретает свои обычные свойства. Был бы Божественным… какими свойствами обладал бы? О тож…


А теперь к самому факту «снисхождения». Кому как, но лично аффтара задолбало слушать перед каждой Пасхой популярного гламурного митрополита по телику, который «отвечает на вопросы». Из года в год (для баланса мнений) некие «Пахомы из Мухосранска» интересуются: почему православная Церковь противится научному исследованию появления Огня? Ответ не буду приводить, там всё очень сложно. Но вопрос коллективного «Пахома» повторю: в чём проблема-то?

Берем независимых экспертов, фиксируем действительно происходящее Чудо… Бинго! Представляете, как будут посрамлены оголтелые критиканы? Католики и мусульмане, еретики и буддисты, атеисты и всякие интеллигентишки, мнящие себя агностиками. Зачем Богу скрывать Свою силу? Если Господь (непонятно для чего) дает ежегодно это цирковое представление — так используйте! Это же знак свыше, бабку вашу напополам! Ах, Господь не требует доказательств своего существования?

Хорошо, вспоминаем пророка Илию. Которому Господь явил Свою Славу, ниспослав огонь на жертвенник, залитый водой. При огромном стечении народа. Почитайте Третью Книгу Царств… какой эффект произвело «Сошествие Благодатного Огня». Буду немного (совсем чуть-чуть) грубым, так что без обид…

Как говорит Священное Писание, авторами чудес могут быть только две силы во Вселенной: Бог и дьявол. Сатана может подделывать чудеса Творца. Апостол Иоанн в книге Откровение предупреждал:

«Он (зверь)… творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить … он обольщает живущих на земле».

Теперь главный вопрос: на кой ляд Творцу такие дешевые чудеса? Слёзы, огонь и другая чудотворщина? Что они делают? Правильный ответ — повышают нездоровый интерес к «святыням». Что в этом приземлённом желании от божественной мудрости? Или аттракционы повышают степень любви к Богу? Нет… Вот лукавому такие «чудеса» на руку. Очень красочно отвлекают людей от «Живого Бога, который всегда рядом», читай первоисточник.

Так что закончу хорошим и мудрым высказыванием священника Самуэля Агояна из Армянской патриархии. Это который рассказал честному люду, как трижды наблюдал «возжигание Благодатного Огня» патриархами Иерусалимскими… от масляной лампады. Цитата простая, полностью поддерживаю:

«Бог творит чудеса, но не на потеху людям».
Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 17 июня 2021 Комментариев 0 | Прочтений 2095

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия