Что стало c первосвященником Каифой после казни Иисуса?
«Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ», - Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 14.
Про первосвященника Каиафу упоминает также известный античный историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: «Валерий Грат сместил Анана и объявил первосвященником Измаила, сына Фаби, но спустя короткое время убрал и его и объявил первосвященником Елеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года сместил и его и передал сан первосвященника Симону, сыну Камифа. И он удержал свое звание не больше года; преемником его стал Иосиф, прозванный Каиафой»...
В отличие от предшественников, Каиафе удалось найти общий язык с римлянами, причём не только с Валерием Гратом, но и с его преемником Понтием Пилатом. Он лишился поста первосвященника только после отстранения Пилата от власти, в 37 г. н.э. Всего Каиафа провёл в этой должности более 18 лет, что для того бурного времени можно признать выдающимся достижением.
Первосвященнику Храма в Иерусалиме приходилось учитывать влияние на народ нескольких непримиримых политических течений: саддукеев (которых остальные иудеи считали предателями, продавшимися Риму), фарисеев (ортодоксов, не желавших поступаться даже самыми мелкими религиозными правилами) и зилотов (ревнителей), непримиримо относившихся ко всем язычникам вообще и к римским оккупантам в особенности.
Часть зилотов, которых прозвали сикариями (кинжальщиками), занималась политическим террором, убивая не только оккупантов, но и тех соотечественников, которых они считали отступниками.
Иерусалимский Храм в то время был крупным финансовым центром, в него стекались и в нём хранились огромные деньги. Поэтому у первосвященника, который мог эти средства контролировать и использовать по своему разумению, не могло не быть множества завистников. Однако даже после отстранения Каиафы от власти, он не погиб от руки идейного сикария или безыдейного наёмника, подосланного коллегами по опасному бизнесу, а благополучно дожил до преклонных лет.
В 1990 году в районе Иерусалима «Лес мира» во время строительства аквапарка обнаружилась пещера, оказавшаяся древней погребальной камерой. Археологи нашли в ней 12 оссуариев (каменных гробов), половина из которых сохранилась неповреждённой. На одном из них была видна надпись «Иосиф, сын Каиафы». В ещё одном оссуарии лежали кости женщины, на нём было написано «Мириам, дочь Шимона». Всего в этом погребении нашли останки шести человек, в том числе мужчины 60-летного возраста. Считается, что он и был тем самым Каиафой, первосвященником Храма.
Предполагается, что в этом погребении захоронили Каиафу, дожившего до почтенного для той эпохи возраста, вместе с членами его семьи. Однако нашлись и скептики, указывающие на два сомнительных обстоятельства. Во-первых, погребение недостаточно пышное для настолько богатого человека, каким был Каиафа при жизни. Хотя сами оссуарии вытесаны из камня и должны были стоить немалых денег, а при скелетах найдены монеты и дорогие благовония, но пещера вовсе не похожа на настоящий семейный склеп.
Во-вторых, монета, отчеканенная в правление Ирода Агриппы (37 по 44 годы н. э.), находилась во рту умершей женщины, что свойственно греческим погребальным традициям, а не иудейским. Однако, надпись на её оссуарии сделана на иврите. В этом может и не быть ничего особенного — саддукеи славились тем, что легко поддавались эллинистическим влияниям и вполне могли не соблюдать так уж строго иудейский погребальный ритуал. Или же то было предсмертным желанием самой покойной, захотевшей подстраховаться, если на том свете её встретит не один из ангелов Яхве, а лодочник Харон.
Что касается бедности погребения, то она вполне объяснима. Скорее всего, семью Каиафы похоронили в богатом семейном склепе. Но после начала в 66 г. до н.э. Первой Иудейской войны, когда не только дома, но и склепы богачей грабили если не римские войска, то местные разбойники, родственники покойных озаботились сокрытием их останков и перенесли оссуарии в тайную пещеру, где они и пролежали почти две тысячи лет.Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
В отличие от предшественников, Каиафе удалось найти общий язык с римлянами, причём не только с Валерием Гратом, но и с его преемником Понтием Пилатом. Он лишился поста первосвященника только после отстранения Пилата от власти, в 37 г. н.э. Всего Каиафа провёл в этой должности более 18 лет, что для того бурного времени можно признать выдающимся достижением.
«Христос перед Каиафой». Фреска работы Джотто, 1305 г.
«Христос перед Каиафой». Фреска работы Джотто, 1305 г.
Первосвященнику Храма в Иерусалиме приходилось учитывать влияние на народ нескольких непримиримых политических течений: саддукеев (которых остальные иудеи считали предателями, продавшимися Риму), фарисеев (ортодоксов, не желавших поступаться даже самыми мелкими религиозными правилами) и зилотов (ревнителей), непримиримо относившихся ко всем язычникам вообще и к римским оккупантам в особенности.
Каиафа в сериале "Мастер и Маргарита", 2005г.
Часть зилотов, которых прозвали сикариями (кинжальщиками), занималась политическим террором, убивая не только оккупантов, но и тех соотечественников, которых они считали отступниками.
Каиафа в мюзикле «Мастер и Маргарита». Театр ЛДМ, Санкт-Петербург, 2018 г.
Иерусалимский Храм в то время был крупным финансовым центром, в него стекались и в нём хранились огромные деньги. Поэтому у первосвященника, который мог эти средства контролировать и использовать по своему разумению, не могло не быть множества завистников. Однако даже после отстранения Каиафы от власти, он не погиб от руки идейного сикария или безыдейного наёмника, подосланного коллегами по опасному бизнесу, а благополучно дожил до преклонных лет.
Кварталы Иерусалима, современное фото
В 1990 году в районе Иерусалима «Лес мира» во время строительства аквапарка обнаружилась пещера, оказавшаяся древней погребальной камерой. Археологи нашли в ней 12 оссуариев (каменных гробов), половина из которых сохранилась неповреждённой. На одном из них была видна надпись «Иосиф, сын Каиафы». В ещё одном оссуарии лежали кости женщины, на нём было написано «Мириам, дочь Шимона». Всего в этом погребении нашли останки шести человек, в том числе мужчины 60-летного возраста. Считается, что он и был тем самым Каиафой, первосвященником Храма.
Каменный оссуарий из пещеры в Иерусалиме
Предполагается, что в этом погребении захоронили Каиафу, дожившего до почтенного для той эпохи возраста, вместе с членами его семьи. Однако нашлись и скептики, указывающие на два сомнительных обстоятельства. Во-первых, погребение недостаточно пышное для настолько богатого человека, каким был Каиафа при жизни. Хотя сами оссуарии вытесаны из камня и должны были стоить немалых денег, а при скелетах найдены монеты и дорогие благовония, но пещера вовсе не похожа на настоящий семейный склеп.
Бронзовая монета Ирода Агриппы, I в. н.э.
Во-вторых, монета, отчеканенная в правление Ирода Агриппы (37 по 44 годы н. э.), находилась во рту умершей женщины, что свойственно греческим погребальным традициям, а не иудейским. Однако, надпись на её оссуарии сделана на иврите. В этом может и не быть ничего особенного — саддукеи славились тем, что легко поддавались эллинистическим влияниям и вполне могли не соблюдать так уж строго иудейский погребальный ритуал. Или же то было предсмертным желанием самой покойной, захотевшей подстраховаться, если на том свете её встретит не один из ангелов Яхве, а лодочник Харон.
«Осада и разрушение Иерусалима римлянами». Дэвид Робертс, 1850 г.
Что касается бедности погребения, то она вполне объяснима. Скорее всего, семью Каиафы похоронили в богатом семейном склепе. Но после начала в 66 г. до н.э. Первой Иудейской войны, когда не только дома, но и склепы богачей грабили если не римские войска, то местные разбойники, родственники покойных озаботились сокрытием их останков и перенесли оссуарии в тайную пещеру, где они и пролежали почти две тысячи лет.Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Опубликовано 15 июня 2021
Комментариев 0 | Прочтений 2526
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: