Папесса Ватикана: легенда была так пикантна...
Пора бы заглянуть Папам Римским под сутану, так сказать... Поскольку легенда о том, как хитрая дочь Евы сумела стать главным европейским духовным отцом - имеет очень показаний, чтобы быть… хотя бы полуправдой. Часть историков уверены: личность «папессы Иоанны» - романтический вымысел и наложение более ранних событий времен. Другие уверены в существовании авантюристки, по сей посвящают ей литературные и околонаучные творения.
Сегодня в европейском мире и Америке это целое мировоззрение. Разухарившиеся феминистки лицо расцарапают за сомнения, что Ватиканом не управляла когда-то баба-первосвященник. Хотя чего волноваться-то? Библию читайте, концепцию христианства и иудаизма пересматривайте.
Помните библейскую пророчицу Девору (мать восьмерых сыновей, на минуточку), которая совершенно на законных основаниях была Судьёй Израиля? Целых двадцать лет. Не пытаясь выдать себя мужиком. На столь ответственном посту не впутывалась в сомнительные любовные связи. Так что хоругвь религиозного феминизма, в лице любвеобильной Папы, - так себе по моралистике, менять нужно...
Немного истории
Если помните новейшую: после смерти Папы Римского Иоанна Павла II (2005 год) очень дискутируемой стала тема «толерантности и равноправия» в католичестве. Представители неких, потом названных радикальными, кругов озвучивали революционную идею: избрать следующим Папой Римским женщину. «Римско-католическая церковь давно нуждается в нежной женской руке!», ни менее.
Никто не послушал реформаторов. Но стремительные мировые тенденции таковы, что ещё при жизни некоторых Читателей сайта… чернокожая леди-лесби вполне может занять папский престол, создав ещё один исторический курьез. Когда после смерти папы Льва IV в 855 году, Ватикан на два года, пять месяцев и четыре дня заняла женщина. Имен у неё много: «папесса Иоанна», Джованна, Жанна, Анна или Агнесса Ланглуа.
Легенда о «папессе» вполне определенно возникла в конце X века. Имела «двойное дно», поскольку сначала слухи говорили совсем другое. В письме к константинопольскому патриарху Михаилу Керуларию — Папа римский Лев IX пишет (это 1053 год, прямо перед самым расколом на православных и католиков), что не может поверить тому, что слышал… Якобы, Константинопольская Церковь «видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле».
Само событие, немыслимое с точки зрения христианства (женщина — источник греха и всех бед), втиснуто в очень непростое время. Во времена кризиса и прямых беспорядков в римской епархии. Тогда очень сильно влияли на выбор Папы. Мудрая и замурованная в «конклаве» коллегия кардиналов лишь узаконивала чаяния людские и аристократические. После смерти Льва IV Рим прозябал в ничтожестве и коррупции, разногласия между знатными римскими семьями раздирали Италию. У каждой фракции были свои кандидаты на пустующий трон, но компромисс был невозможен.
По самой старой версии, байка о коронации женщины возникла — как проявление антиклерикальных настроений в обществе. Это причудливая фантасмагория родилась из критической сатиры на влиятельную даму Х века, сенаторшу Марозию. О ней в конце статьи поговорим.
Набор легенд
Они крайне однообразны, сотни раз перемыты в исследовательской литературе. Но больше становятся пищей для литературных, кинематографических, исторических и альтернативных гипотез. Есть смутные свидетельские данные, как «женщина-священник» руководила работами по строительству высоких каменных стен, по сей день окружающих Ватикан. Но особо популярен «след Бенедикта III» — якобы пропавшего Папы Римского в списке понтификов.
В самом первом «каталоге» с именами почему-то не значилось имя этого предстоятеля. Как преемника Льва IV. Якобы, его вписали много позднее. Летописцы и хроникеры молчат, как будто в 855-858 года чернила перевелись во всех европах. Они лишь сказали о Бенедикте III, как о человеке с привлекательной внешностью, очень замкнутом, не любившем появляться на публике. Потом приводится рассказ XI века, что «пропавшего понтифика» почему-то похоронили за пределами собора Святого Петра. Ну точно… так хотели скрыть «папессу Иоанну»!
Легенда первая такова: Иоанна была молодой девушкой, родом из Константинополя. Очень хотела посвятить себя публичному служению Церкви и Богу, но женщин на должность священника не принимали. Её отцом был миссионер, с которым она объездила половину известного мира. Батюшка дочурку стал маскировать мальчиком, как она повзрослела. Понимал: продолжателем его дела может быть лишь мужчина, иначе свет-с не поймет-с. Спалит «дочь Евы» на первом же костерке. «Переодетая девочка» при изрядной сноровке — вполне может выжить. Нести Слово в массы.
После смерти отца, осознавая преимущества мужского костюма (и образа жизни), «Иоанна» больше с ним не расставалась. Получив прекрасное богословское образование и богатую практику проповеди — девица наведалась в Рим. Выдавая себя за странствующего монаха. Скоро город восторженно загудел, у всех на слуху был яркий проповедник. Поражавший даже искушённых епископов своей эрудицией и красноречием. В рамках неразрешимого вакуума после смерти Льва IV — римские аристократические семьи сделали выбор в пользу никому «не принадлежащего кандидата». Очень любимого в народе. Так переодетая девица взошла на папский престол, официально приняв имя — Иоанн VIII-ой.
Есть другая вкусная история от изобличителей «заговора Ватикана»: под именем «папессы Иоанны» скрывалась особа очень благородных кровей из Англии. Получив высококлассное домашнее образования, прекрасная леди переоделась мужчиной и решила продолжить обучение в… мужском монастыре.
Где стала очень быстро лучшим «монахом», блиставшим знаниями. В монастыре переодетая аристократка познакомилась со своим будущим спутником (и любовником) по дальнейшим путешествиям, монахом из Фульды. Из Англии они перебрались в Германию, где получили в Майнце академическое образование и самые восторженные рекомендации.
Эта версия ветвится. Влюбленные покинули английскую обитель не в сторону немецких земель. А продолжили учебу в духовно-теологической школе Афин, после стали очень популярными проповедниками. Честолюбивый спутник Иоанны мечтал об епископском сане (кардинальстве и тиаре Папы римского), но умер от лихорадки.
Поклявшись на его могиле исполнить мечту любимого, наша леди в маскарадном обличии начала долгий путь к Ватикану. Посещая почти все монастыри и обители, не задерживаясь там более двух-трех дней (чтобы не раскрыли), — скоро стала популярной фигурой в мирке проповедников.
Благодаря недюжинным способностям оратора и богослова, будущая папесса получила кафедру в греческой школе, скоро пришёл вызов в Рим. Слава о смиренном, высоко образованном монахе «Джованни Англико» достигла самых высших этажей власти. Вскоре талантливый секретарь курии стал вершить и государственные дела, получив высокий пост нотариуса при папском Совете.
Эта должность была… повыше кардинальской, если юридически смотреть. Нотариус был личным: юристом, советником, архивариусом, теологом, дипломатом Папы. Наиболее важные документы канцелярии: финансовые, политические, религиозные проходили только через него. Дальше всё понятно… Смерть прежнего понтифика, грызня «групп влияния», компромисс в виде неприметного, но очень исполнительного нотариуса.
Ищем следы…
История эта закончилась печально. Доминиканский хронист Жан де Майи, от которого другой доминиканец Стефан де Бурбон (1180-1261) впервые почерпнул эту легенду для труда «О семи дарах Святого Духа», сообщают следующее. Предполагаемая папесса жила около 1104 года, имя её неизвестно. Стала нотариусом в курии (затем кардиналом), а потом и Папой. Обзавелась любовником. Однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, из-за чего случился «знаменитый эпизод» с рождением младенца прямо на улице. На глазах ошарашенной толпы.
Разъярённая публика привязала маскарадницу к конскому хвосту, таскала по городу, забросала камнями до смерти. Похоронили там, где и умерла. Выбив эпитафию на могильном камне:
Хронисты сухо сообщают ещё, что в её правление появились четыре трёхдневных «папессиных поста». «Четыре Времени». По три дня зимой, весной, летом и осенью. Однако другой хронист, Годфрид Буссерский (не сомневавшийся в реальности персонажа) отодвигает годы правления Иоанны на 100 лет раньше. В записи медиоланской хроники за «784 год» значится:
Легендарный Ян Гус, сожжённый за ересь, защищая свою доктрину перед Констанцским Собором — напрямую бросил прелатам Церкви:
Говорят, ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, это слышавших,… не протестовал. Как потом сказали некоторые протестанты: подтвердив своим молчанием существование этой легендарной личности.
Из документальных источников известна другая любопытная информация. Будто бы, в кафедральном соборе Сиены (Умбрия), среди бюстов римских понтификов между Львом IV и Бенедиктом III была поставлена статуя с подписью «Johannes VIII, femina ex Anglia» («Джованни VIII, женщина из Англии»). Но в 1276 году Папа Климент VIII заменил его бюстом Папы Захария. В тот смутный период, примерно с X до начала XVI века, якобы стал практиковаться занятный обычай в самом Ватикане.
Вновь избранного Папу проверяли на гендерную принадлежность. Претендента усаживали в особое мраморное кресло (Stella stercoria) с отверстием в центре, деликатно обследовали. Убеждаясь, что выбирают исключительно мужчину. Специальный камерленгер должен после проверки громогласно объявить:
Только после этого участники конклава устраивали «овацию», многократно восклицая: «Deo gratias!» («Хвала тебе!»). Насколько это правда — не скажу, хотя вопрос рыл усердно и многократно. Бают, замечательное кресло много лет стояло в портике собора Сан-Джованни в Латерано. Потом оно исчезло. Недоверчивые противники Ватикана утверждают: хранится в каких-то погребах музейных.
Хотя… что тут думать? Кресло с прорезью могло быть богатым троном одного из римских императоров. Физиологически… знаете ли необходимо. Часами напролет восседать, вести примы, присутствовать на торжествах… поди сбегай в десятках кило парчи и прочей мишуры. Вполне нормальное и распространенное приспособление было.
Второй интересный источник относится к XIII веку. «Хроника пап и императоров» написана Мартином Троппау, капелланом и пенитенциарием курии. Это его перу принадлежит история о некоем Жанне (Агнессе), преемнике Льва IV. С указанием известного срока: два года, семь месяцев и четыре дня. Это версия, приведённая выше, об английской аристократке.
О том, что Папа — женщина, раскрылось во время церемониального шествия от базилики Святого Петра — к Латеранской. Между Колизеем и церковью Святого Климентия. Рождение ребёнка тоже было. Но смерть наступила не от самосуда толпы, а от родовых мук. Похоронили папессу тут же, чтобы не валандаться с еретичкой. С тех пор церемониальные шествия пролегают по другому маршруту.
Версия популярная, но критики не выдерживает. Эта узкая и извилистая улочка перестала со временем соответствовать потребностям пышных церемоний. Просто не вмещала никого и ничего. Вот маршрут и сменили.
Поражающее действие
этих историй трудно себе представить… В конце X века история женщины-папы докатилась даже до Руси. Несторовская ПВЛ сообщала: киевский князь Владимир незадолго до Крещения Руси обратился с посланием к Папе Римскому Иоанну XV. Прознав о таком, Константинопольский патриарх отправил в Киев письмо. С примерным текстом: «недобро» иметь отношения с Римом, ибо там:
В 1464 году греческий историк Лаоникий Халкокондл подробно описал строение прорезного трона, изобретенного для проверки папского естества. В 1557 году вышел труд Верджерио «Гистория Папы Иоанна VIII, который оказался развратной женщиной и ведьмой».
В 1582 году английские купцы подарили Ивану Грозному памфлет о папе-антихристе, включавший рассказ Джона Бейля «Жизнь папессы Джованни». Царь тут же велел перевести его на русский, очень любил потрясти перед носом папских послов. Всячески толсто подшучивая, требуя каких-то подробностей.
Книгу «Необыкновенная история папы, правившего между Львом IV и Бенедиктом III» в 1691 году написал Спанхейм. В 1736-м в Гааге под заголовком «История папессы Иоанны (Жанны)» вышел её французский перевод. «За сущую гисторию» считал эпизод с папессой наш историк Василий Татищев. Уже в 1745 году по Российской Империи ходил тиражами лубок о «папе-бабе». Поэт Василий Капнист писал в эпиграмме 1810 года:
Пушкин даже задумал рассказать историю папессы. Осталось немало набросков и черновиков. Там образ дьявола (демона знаний) позволяет говорить о сюжетной перекличке с «Фаустом». Получилось бы прекрасно и более гениально, литературоведы утверждают. Очень жаль, что замысел ещё одной пушкинской «маленькой трагедии» остался нереализованным.
Выводы
Легенда о папессе Иоанне — полная и безоговорочная байка. Вероятнее всего, возникла в Константинополе. Как аргумент «поражающего действия» для некритично думающей паствы и колеблющихся восточных епископов. Ведь острым был вопрос раскола на православных и католиков. Даже протестанты, люто ненавидящие Ватикан (теолог-кальвинист Дэвид Блондел и немецкий философ Вильгельм Лейбниц), занявшись вопросом, — заклеймили эту историю как выдумку.
Сказку «убили» цифры. Дата на монетах Папы Бенедикта III — 855 год. Как и на нумизматике его предшественника Льва IV-го. Ну никак не втиснуться предприимчивой «папессе». Монеты с портретами Бенедикта и императора Лотара (умер 28 сентября 855 года) — вполне себе не редкость, кстати. Есть документ: архиепископ Реймса сообщает в письме Николаю I, что его курьер в пути узнал о смерти Льва IV, передал послание его приемнику — Бенедикту III.
Мало известно о Бенедикте III-ем? Ну это как посмотреть. Он был римлянином (не англичанином), избрание прошло самым легитимным образом. Его понтификат стал началом трудной и долгой борьбы между Ватиканом и императорами Священной Римской Империи германского народа. Именно тогда Людовиком II был придуман институт «анти-пап», начавшись с его первого представителя Анастасия.
Который, кстати, личность известная: очень деятельно мутил воду еще при Льве IV-ом. Продолжил при Адриане II. О деятельности самого Льва IV и Николая I, между которыми затесался Бенедикт III, известно более чем достаточно. Места папессе здесь, увы, никак не найти. Гипотеза о 1100 годе, как месте исторической локализации понтификата «папессы Иоанны», тоже не подходит. Это эпоха Крестовых Походов, масса документов и хроник…
Личная точка зрения? Поддержу своего настольного Бертрана Рассела, с его «Историей западной философии». Где очень убедительно рассказана история сенаторши Мароции, дочери сенатора Теофилакта рода графов Тускулума. Эта семейка была самым могущественным кланом Италии, выродив из своей среды немало Римских пап и «анти-пап». Похотливая Мароция сменила нескольких мужей, даже распутный Рим сбивался в подсчёте любовников.
Одного из них она сделала Папой под именем Сергия III (904-911гг.). Её сын от этого «союза» — стал Папой Иоанном XI-м. (931-936 гг.), внук — Иоанном XII-м (955-964 гг.). Этот мальчишка примерил тиару в 18-тилетнем возрасте, своей беспутной жизнью и античными оргиями в Латеранском дворце полностью подорвал авторитет папства, как такого. Не позволив тому отмыться до времен первого Крестового Похода. Придуманного гением Урбаном II.Источник: "Исторические наперстки"
Немного истории
Если помните новейшую: после смерти Папы Римского Иоанна Павла II (2005 год) очень дискутируемой стала тема «толерантности и равноправия» в католичестве. Представители неких, потом названных радикальными, кругов озвучивали революционную идею: избрать следующим Папой Римским женщину. «Римско-католическая церковь давно нуждается в нежной женской руке!», ни менее.
Никто не послушал реформаторов. Но стремительные мировые тенденции таковы, что ещё при жизни некоторых Читателей сайта… чернокожая леди-лесби вполне может занять папский престол, создав ещё один исторический курьез. Когда после смерти папы Льва IV в 855 году, Ватикан на два года, пять месяцев и четыре дня заняла женщина. Имен у неё много: «папесса Иоанна», Джованна, Жанна, Анна или Агнесса Ланглуа.
Легенда о «папессе» вполне определенно возникла в конце X века. Имела «двойное дно», поскольку сначала слухи говорили совсем другое. В письме к константинопольскому патриарху Михаилу Керуларию — Папа римский Лев IX пишет (это 1053 год, прямо перед самым расколом на православных и католиков), что не может поверить тому, что слышал… Якобы, Константинопольская Церковь «видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле».
Само событие, немыслимое с точки зрения христианства (женщина — источник греха и всех бед), втиснуто в очень непростое время. Во времена кризиса и прямых беспорядков в римской епархии. Тогда очень сильно влияли на выбор Папы. Мудрая и замурованная в «конклаве» коллегия кардиналов лишь узаконивала чаяния людские и аристократические. После смерти Льва IV Рим прозябал в ничтожестве и коррупции, разногласия между знатными римскими семьями раздирали Италию. У каждой фракции были свои кандидаты на пустующий трон, но компромисс был невозможен.
По самой старой версии, байка о коронации женщины возникла — как проявление антиклерикальных настроений в обществе. Это причудливая фантасмагория родилась из критической сатиры на влиятельную даму Х века, сенаторшу Марозию. О ней в конце статьи поговорим.
Набор легенд
Они крайне однообразны, сотни раз перемыты в исследовательской литературе. Но больше становятся пищей для литературных, кинематографических, исторических и альтернативных гипотез. Есть смутные свидетельские данные, как «женщина-священник» руководила работами по строительству высоких каменных стен, по сей день окружающих Ватикан. Но особо популярен «след Бенедикта III» — якобы пропавшего Папы Римского в списке понтификов.
В самом первом «каталоге» с именами почему-то не значилось имя этого предстоятеля. Как преемника Льва IV. Якобы, его вписали много позднее. Летописцы и хроникеры молчат, как будто в 855-858 года чернила перевелись во всех европах. Они лишь сказали о Бенедикте III, как о человеке с привлекательной внешностью, очень замкнутом, не любившем появляться на публике. Потом приводится рассказ XI века, что «пропавшего понтифика» почему-то похоронили за пределами собора Святого Петра. Ну точно… так хотели скрыть «папессу Иоанну»!
Легенда первая такова: Иоанна была молодой девушкой, родом из Константинополя. Очень хотела посвятить себя публичному служению Церкви и Богу, но женщин на должность священника не принимали. Её отцом был миссионер, с которым она объездила половину известного мира. Батюшка дочурку стал маскировать мальчиком, как она повзрослела. Понимал: продолжателем его дела может быть лишь мужчина, иначе свет-с не поймет-с. Спалит «дочь Евы» на первом же костерке. «Переодетая девочка» при изрядной сноровке — вполне может выжить. Нести Слово в массы.
После смерти отца, осознавая преимущества мужского костюма (и образа жизни), «Иоанна» больше с ним не расставалась. Получив прекрасное богословское образование и богатую практику проповеди — девица наведалась в Рим. Выдавая себя за странствующего монаха. Скоро город восторженно загудел, у всех на слуху был яркий проповедник. Поражавший даже искушённых епископов своей эрудицией и красноречием. В рамках неразрешимого вакуума после смерти Льва IV — римские аристократические семьи сделали выбор в пользу никому «не принадлежащего кандидата». Очень любимого в народе. Так переодетая девица взошла на папский престол, официально приняв имя — Иоанн VIII-ой.
Есть другая вкусная история от изобличителей «заговора Ватикана»: под именем «папессы Иоанны» скрывалась особа очень благородных кровей из Англии. Получив высококлассное домашнее образования, прекрасная леди переоделась мужчиной и решила продолжить обучение в… мужском монастыре.
Где стала очень быстро лучшим «монахом», блиставшим знаниями. В монастыре переодетая аристократка познакомилась со своим будущим спутником (и любовником) по дальнейшим путешествиям, монахом из Фульды. Из Англии они перебрались в Германию, где получили в Майнце академическое образование и самые восторженные рекомендации.
Эта версия ветвится. Влюбленные покинули английскую обитель не в сторону немецких земель. А продолжили учебу в духовно-теологической школе Афин, после стали очень популярными проповедниками. Честолюбивый спутник Иоанны мечтал об епископском сане (кардинальстве и тиаре Папы римского), но умер от лихорадки.
Поклявшись на его могиле исполнить мечту любимого, наша леди в маскарадном обличии начала долгий путь к Ватикану. Посещая почти все монастыри и обители, не задерживаясь там более двух-трех дней (чтобы не раскрыли), — скоро стала популярной фигурой в мирке проповедников.
Благодаря недюжинным способностям оратора и богослова, будущая папесса получила кафедру в греческой школе, скоро пришёл вызов в Рим. Слава о смиренном, высоко образованном монахе «Джованни Англико» достигла самых высших этажей власти. Вскоре талантливый секретарь курии стал вершить и государственные дела, получив высокий пост нотариуса при папском Совете.
Эта должность была… повыше кардинальской, если юридически смотреть. Нотариус был личным: юристом, советником, архивариусом, теологом, дипломатом Папы. Наиболее важные документы канцелярии: финансовые, политические, религиозные проходили только через него. Дальше всё понятно… Смерть прежнего понтифика, грызня «групп влияния», компромисс в виде неприметного, но очень исполнительного нотариуса.
Ищем следы…
История эта закончилась печально. Доминиканский хронист Жан де Майи, от которого другой доминиканец Стефан де Бурбон (1180-1261) впервые почерпнул эту легенду для труда «О семи дарах Святого Духа», сообщают следующее. Предполагаемая папесса жила около 1104 года, имя её неизвестно. Стала нотариусом в курии (затем кардиналом), а потом и Папой. Обзавелась любовником. Однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, из-за чего случился «знаменитый эпизод» с рождением младенца прямо на улице. На глазах ошарашенной толпы.
Разъярённая публика привязала маскарадницу к конскому хвосту, таскала по городу, забросала камнями до смерти. Похоронили там, где и умерла. Выбив эпитафию на могильном камне:
«Petre pater patrum papissae prodito partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).
Хронисты сухо сообщают ещё, что в её правление появились четыре трёхдневных «папессиных поста». «Четыре Времени». По три дня зимой, весной, летом и осенью. Однако другой хронист, Годфрид Буссерский (не сомневавшийся в реальности персонажа) отодвигает годы правления Иоанны на 100 лет раньше. В записи медиоланской хроники за «784 год» значится:
«В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой».
Легендарный Ян Гус, сожжённый за ересь, защищая свою доктрину перед Констанцским Собором — напрямую бросил прелатам Церкви:
«Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина… Церковь должна быть безупречна и незапятнанна, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка?».
Говорят, ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, это слышавших,… не протестовал. Как потом сказали некоторые протестанты: подтвердив своим молчанием существование этой легендарной личности.
Из документальных источников известна другая любопытная информация. Будто бы, в кафедральном соборе Сиены (Умбрия), среди бюстов римских понтификов между Львом IV и Бенедиктом III была поставлена статуя с подписью «Johannes VIII, femina ex Anglia» («Джованни VIII, женщина из Англии»). Но в 1276 году Папа Климент VIII заменил его бюстом Папы Захария. В тот смутный период, примерно с X до начала XVI века, якобы стал практиковаться занятный обычай в самом Ватикане.
Вновь избранного Папу проверяли на гендерную принадлежность. Претендента усаживали в особое мраморное кресло (Stella stercoria) с отверстием в центре, деликатно обследовали. Убеждаясь, что выбирают исключительно мужчину. Специальный камерленгер должен после проверки громогласно объявить:
«Testiculos habet! Mas nobis nominus est» («Есть в наличии. Наш избранный является мужчиной»).
Только после этого участники конклава устраивали «овацию», многократно восклицая: «Deo gratias!» («Хвала тебе!»). Насколько это правда — не скажу, хотя вопрос рыл усердно и многократно. Бают, замечательное кресло много лет стояло в портике собора Сан-Джованни в Латерано. Потом оно исчезло. Недоверчивые противники Ватикана утверждают: хранится в каких-то погребах музейных.
Хотя… что тут думать? Кресло с прорезью могло быть богатым троном одного из римских императоров. Физиологически… знаете ли необходимо. Часами напролет восседать, вести примы, присутствовать на торжествах… поди сбегай в десятках кило парчи и прочей мишуры. Вполне нормальное и распространенное приспособление было.
Второй интересный источник относится к XIII веку. «Хроника пап и императоров» написана Мартином Троппау, капелланом и пенитенциарием курии. Это его перу принадлежит история о некоем Жанне (Агнессе), преемнике Льва IV. С указанием известного срока: два года, семь месяцев и четыре дня. Это версия, приведённая выше, об английской аристократке.
О том, что Папа — женщина, раскрылось во время церемониального шествия от базилики Святого Петра — к Латеранской. Между Колизеем и церковью Святого Климентия. Рождение ребёнка тоже было. Но смерть наступила не от самосуда толпы, а от родовых мук. Похоронили папессу тут же, чтобы не валандаться с еретичкой. С тех пор церемониальные шествия пролегают по другому маршруту.
Версия популярная, но критики не выдерживает. Эта узкая и извилистая улочка перестала со временем соответствовать потребностям пышных церемоний. Просто не вмещала никого и ничего. Вот маршрут и сменили.
Поражающее действие
этих историй трудно себе представить… В конце X века история женщины-папы докатилась даже до Руси. Несторовская ПВЛ сообщала: киевский князь Владимир незадолго до Крещения Руси обратился с посланием к Папе Римскому Иоанну XV. Прознав о таком, Константинопольский патриарх отправил в Киев письмо. С примерным текстом: «недобро» иметь отношения с Римом, ибо там:
«Баба была Анна папою, идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла… и по той улице папы со кресты не ходят. И вы того зловерия не принимайте и учению их не верьте».
В 1464 году греческий историк Лаоникий Халкокондл подробно описал строение прорезного трона, изобретенного для проверки папского естества. В 1557 году вышел труд Верджерио «Гистория Папы Иоанна VIII, который оказался развратной женщиной и ведьмой».
В 1582 году английские купцы подарили Ивану Грозному памфлет о папе-антихристе, включавший рассказ Джона Бейля «Жизнь папессы Джованни». Царь тут же велел перевести его на русский, очень любил потрясти перед носом папских послов. Всячески толсто подшучивая, требуя каких-то подробностей.
Книгу «Необыкновенная история папы, правившего между Львом IV и Бенедиктом III» в 1691 году написал Спанхейм. В 1736-м в Гааге под заголовком «История папессы Иоанны (Жанны)» вышел её французский перевод. «За сущую гисторию» считал эпизод с папессой наш историк Василий Татищев. Уже в 1745 году по Российской Империи ходил тиражами лубок о «папе-бабе». Поэт Василий Капнист писал в эпиграмме 1810 года:
«Чем черт не шутит? Дама там
По райским золотым ключам
К святым отцам
Причлася…»
Пушкин даже задумал рассказать историю папессы. Осталось немало набросков и черновиков. Там образ дьявола (демона знаний) позволяет говорить о сюжетной перекличке с «Фаустом». Получилось бы прекрасно и более гениально, литературоведы утверждают. Очень жаль, что замысел ещё одной пушкинской «маленькой трагедии» остался нереализованным.
Выводы
Легенда о папессе Иоанне — полная и безоговорочная байка. Вероятнее всего, возникла в Константинополе. Как аргумент «поражающего действия» для некритично думающей паствы и колеблющихся восточных епископов. Ведь острым был вопрос раскола на православных и католиков. Даже протестанты, люто ненавидящие Ватикан (теолог-кальвинист Дэвид Блондел и немецкий философ Вильгельм Лейбниц), занявшись вопросом, — заклеймили эту историю как выдумку.
Сказку «убили» цифры. Дата на монетах Папы Бенедикта III — 855 год. Как и на нумизматике его предшественника Льва IV-го. Ну никак не втиснуться предприимчивой «папессе». Монеты с портретами Бенедикта и императора Лотара (умер 28 сентября 855 года) — вполне себе не редкость, кстати. Есть документ: архиепископ Реймса сообщает в письме Николаю I, что его курьер в пути узнал о смерти Льва IV, передал послание его приемнику — Бенедикту III.
Мало известно о Бенедикте III-ем? Ну это как посмотреть. Он был римлянином (не англичанином), избрание прошло самым легитимным образом. Его понтификат стал началом трудной и долгой борьбы между Ватиканом и императорами Священной Римской Империи германского народа. Именно тогда Людовиком II был придуман институт «анти-пап», начавшись с его первого представителя Анастасия.
Который, кстати, личность известная: очень деятельно мутил воду еще при Льве IV-ом. Продолжил при Адриане II. О деятельности самого Льва IV и Николая I, между которыми затесался Бенедикт III, известно более чем достаточно. Места папессе здесь, увы, никак не найти. Гипотеза о 1100 годе, как месте исторической локализации понтификата «папессы Иоанны», тоже не подходит. Это эпоха Крестовых Походов, масса документов и хроник…
Хронология римского папства
Личная точка зрения? Поддержу своего настольного Бертрана Рассела, с его «Историей западной философии». Где очень убедительно рассказана история сенаторши Мароции, дочери сенатора Теофилакта рода графов Тускулума. Эта семейка была самым могущественным кланом Италии, выродив из своей среды немало Римских пап и «анти-пап». Похотливая Мароция сменила нескольких мужей, даже распутный Рим сбивался в подсчёте любовников.
Одного из них она сделала Папой под именем Сергия III (904-911гг.). Её сын от этого «союза» — стал Папой Иоанном XI-м. (931-936 гг.), внук — Иоанном XII-м (955-964 гг.). Этот мальчишка примерил тиару в 18-тилетнем возрасте, своей беспутной жизнью и античными оргиями в Латеранском дворце полностью подорвал авторитет папства, как такого. Не позволив тому отмыться до времен первого Крестового Похода. Придуманного гением Урбаном II.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 05 июня 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1301
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: