Павшая империя: жизнь на руинах былого величия
Павшая империя: жизнь на руинах былого величия
Сколько лет человеческой цивилизации? Шесть тысяч? Семь? Восемь? Как минимум, раз в десятилетие появляются находки, постепенно отодвигающие эту цифру ещё дальше вглубь веков. Но что сокрыто под теми далекими пластами истории? Разрозненные племена неолита, постепенно объединяющиеся в некую культурную общность, которую мы позже назовём цивилизацией или что-то ещё?

Всё чаще звучат версии, согласно которым, возраст существования развитых цивилизаций в прошлом уходит за цифру в десять тысяч лет и дальше, насколько хватает аргументов или фантазии. Возможно ли это? С точки зрения исторического развития от простого к сложному – нет. Но является ли оно универсальным? Разве не было постримского периода в мировой истории, когда с крушением великой Римской империи огромные территории погрузились в хаос и тьму господствующих суеверий и гонений.

Разрушение империй всегда в истории было связано с периодом упадка и деградации отдельных её частей. Причем подобный откат происходил не только или даже не столько в политико-правовой или экономической системе. Уровень нравственности, технологий, образования и, пожалуй, самое главное, целеполагания стремились с высоты набранных позиций обратно под гору, где им предстояло либо кануть в небытие, либо, переродившись и переосмыслив себя, возродиться в новой форме на новых территориальных и интеллектуальных просторах.

Много веков спустя, воспевая и романтизируя уже немало забытые времена, художники-руинисты, такие как Робер Юбер, Николас Берхем, Жан-Кристоф Мивилль и многие другие, изображали на своих картинах величественные развалины ушедшего величия. Какие-то древние сооружения они видели, другие придумывали, следуя за полётом фантазии и мечты о золотом времени свободы и процветания. Став ещё одним плодом уходящего Ренессанса и наступающей эпохи Просвещения, эти течения в живописи указывали на нечто, незаслуженно подзабытое. На то, что в прошлом было чему стоит поучиться и дню сегодняшнему, что для успешного дальнейшего развития необходимы не только новые исследования и изыскания, но и память о временах, когда люди были, порой, куда более дерзновенными, чем недавние предки современников.

Робер Юбер "Римские руины"
Робер Юбер "Римские руины"

Николас Берхем. Итальянский пейзаж с ...
Николас Берхем. Итальянский пейзаж с руинами

Сегодня спор в отношении древней истории идёт, в первую очередь, о том, были ли в древней и древнейшей истории Земли периоды, когда человеческое общество уже могло называться цивилизацией, причем задолго до появления Шумера и Древнего Египта. Нередко подобный спор превращается в настоящие баталии, пока преимущественно на виртуальных площадках, напоминая своеобразные религиозные войны, когда адепты обеих сторон заинтересованы не в диалоге, а скорее – в подавлении альтернативной точки зрения. Хотя бывают и приятные исключения. Встречаясь с представителями академической истории, можно сказать, что подобная дискуссия ведётся и в научном сообществе, хотя и выглядит пока что куда более мирной.

«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком», - писал Георг Гегель. Любая серьезная идея, призванная заместить собою устаревшие представления в любом направлении человеческой деятельности, вполне естественно сталкивается с противоборством и препонами со стороны господствующих воззрений. Сумев выстоять, доказать свою актуальность и пройдя проверку временем, новая идея приходит для того, чтобы сделать новый рывок в отведенные ею временной и дисциплинарный отрезок. В будущем она так же сойдёт со сцены, упираясь и сопротивляясь наступающим новым идеям. В подобном развитии нет ничего удивительного, оно естественно для сегодняшней человеческой культуры. Впрочем, даже не только человеческой. Посмотрев на царство животных, например, можно найти схожие примеры, конечно же, связанные не с идеями и теориями, а с борьбой за выживание и лидерство.

Георг Гегель
Георг Гегель

Эпоха Ренессанса и Просвещения далеки от нас. Ещё дальше стоит Античность. Мысли и ощущения людей того времени доступны нам лишь в качестве сохранившихся записей и предметов искусства. Но что в полной мере могли ощущать на себе люди, не знавшие ничего, к примеру, о Римской империи и проходившие рядом с развалинами римского акведука или Колизея? Они задавали вопросы, и узнавали, что некогда существовало государство, простиравшееся на всю ойкумену. Но вряд ли многие могли бы представить себе масштабы тех исторических событий.

Сегодня мы подходим к пирамидам Египта или иным великим памятникам древности, вроде перуанских или мексиканских руин и точно так же задаём вопросы. С той лишь разницей, что полноценных ответов на них до сих пор нет.

Плато Гиза
Плато Гиза

Но продолжить бы мне хотелось не теми далекими временами, а событиями, произошедшими в совсем недавнем прошлом.

Путешествуя по миру, сталкиваешься с уже изрядно обветшалыми постройками 50-70-летней давности. Особенно это касается стран, где капитальный или хотя бы косметический ремонт зданий явно не стоит на первом месте в вопросе городского благоустройства. Будь то Южная или Северная Америка, Азия или Африка – таких зданий везде много. Не является исключением и территория бывшего Советского Союза.

Возникает ощущение того, что несколько десятилетий назад во многих странах мира преобладало масштабное строительство. Забытый сегодня энтузиазм гнал людей на свершения, от которых потом было решено отказаться. Такой общепланетарный эмоциональный и интеллектуальный подъём второй половины ХХ века объяснить нетрудно. Победа СССР над абсолютным врагом по итогам Второй мировой войны давала надежду на новый рывок человечества.

Несмотря на последующее противоборство двух мировых систем в рамках Холодной войны и их разное понимание будущего, во главу угла ставилось развитие. Результаты не заставили себя долго ждать: запуск первого спутника, полёт в космос Юрия Гагарина, высадка на Луне Нила Армстронга – вот оно – начало того самого будущего, о котором грезили уже век, а то и более. Но что-то пошло не так.

Юрий Гагарин
Юрий Гагарин

Нил Армстронг
Нил Армстронг

Энтузиазм сменился безразличием и даже отрицанием необходимости будущего как такового. Потеря ориентиров и целей грозит тем, что с курса может сбиться даже самый умелый навигатор. А таковых с каждым десятилетием становилось всё меньше. Вряд ли я преувеличу, сказав, что серьёзные социально-политические изменения коснулись жителей большинства мировых государств. А степень таких изменений несложно увидеть, посмотрев на то, во что за пол века превратились Афганистан, Пакистан или Иран. Или за куда меньший срок: Ирак, Ливия, Сирия или даже Турция.

Афганистан 1967 год
Афганистан 1967 год

Афганистан 1967 год
Афганистан 1967 год

Конечно, во многих этих государствах на протяжении лет идёт война. Но войны, как это не прискорбно, всегда сопутствовали движению человечества по спирали истории. И всё же война, отбрасывающая целые государства на уровень общества каменного века – это что-то новое. Тотальное архаизация целых стран – не то, что мы хотели бы видеть в XXI столетии. Где-то эти процессы идут стремительнее, где-то чуть медленнее, но отказ от развития становится слишком уж очевидным.

Безусловно, техническое совершенствование продолжается. Особенно в развитых странах или тех, кто по многим параметрам уже наступает им на пятки. Но разве можно гордиться совершенствованием технологий, когда о человеке забыли вовсе? Всё чаще слышится идея «барьера Питерса» или как её ещё называют теория «антропологических ножниц». То есть, замедление человеческого развития или даже его деградация на фоне всё ускоряющегося процесса технологического развития, неизбежно приведут к масштабной катастрофе…

Антропотенические ножницы
Антропотенические ножницы

Напомню, что подобные процессы происходят в течение, буквально, нескольких поколений. И если вдруг представить себе наихудший сценарий, то где будет человечество через каких-нибудь сотню лет? Вспомнит ли оно о том, что в XX веке их предки грезили покорить космос и построить «рай на Земле»? Или же они будут восторгаться торчащими из-по земли руинами и, в лучшем случае, писать картины о том, какими могли быть эти самые руины, если бы время чуть больше сжалилось над ними. А в худшем - схематично царапать на страусином яйце остовы какой-нибудь атомной электростанции или космодрома, даже не представляя реальных возможностей и назначения этих сооружений.


Я не претендую на истину, однако очередная недавняя встреча с разрушенным наследием последней рухнувшей империи, заставила в очередной раз задуматься об излишнем инфантилизме части человечества. Торчащие из-под земли бетонные перекрытия, огромные недостроенные здания, опустевшие жилые комплексы с разбитыми окнами и изрисованными стенами, заброшенный сферический зимний сад, напоминающий футуристический космический корабль из фантастических романов XX века – все они будто смирились с поражением. Они проиграли гонку со временем, потеряли свою актуальность, смысл своего создания. И это всё здесь, рядом с нами. Стало привычным антуражем.


Но больше всего меня поразило даже не это. Заброшенный летний кинотеатр со сценой и залом под открытым небом. Напоминающий скорее дом Культуры. И если сравнивать развитие человека с развитием техники, то это то место, где должен был совершенствоваться человек. Своеобразный храм Культуры.


Но это божество было изгнано, а его дом разрушен не только временем, но и тем, кто должен был впитывать в себя всё то лучшее, что накопила человеческая цивилизация за время её известной истории. Но выбрав другой путь, он отказался и от космоса в широком смысле, и от восхождения как такового.


Удалось даже найти человека среди общих знакомых, который помнит, как кинотеатр функционировал. Это было чуть более трех десятилетий назад. Всего три десятка лет – и сегодня это просто бездушные руины, где бродят призраки провидения и нереализованного будущего.


Будучи оптимистом, мне хочется верить, что мы как отдельная культура и как человечество в целом преодолеем все трудности нашего времени. И когда-то станем движущей силой своей эпохи, заставляющей перелистываться страницы учебника по истории XXI века куда-то вперёд, к более интересным главам покорения человеком других миров и иных новых рубежей.


Но что если нет? Что если мы канем в небытие, как и, возможно, кто-то задолго до нас? Останется ли от нас память? Или же спустя 10000 лет, кто-нибудь подойдёт к египетским пирамидам и, представив себе примитивное общество энеолита будущего, сочтёт их не заслуживающими излишнего внимания, и пойдёт в ближайший киоск за новой порцией газировки. Автор: С. Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Опубликовано 20 мая 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1744

Ещё по теме...
Добавить комментарий