Рождение японской нации: путь от Алтая до первых императоров?
Рождение японской нации: путь от Алтая до первых императоров?
Статья «Национальная мистификация: как японцы древность культуры себе придумывают» вызвала немалый переполох среди читателей в соцсетях. В ней была попытка нащупать корни японского народа спесивого, национализмом насквозь пропитанного. Но ничего, польза от циркуляции крови очевидна, процедуру придется повторить… наверное. Потому что вплотную подбираемся к понятному историческому этапу в формировании этой нации. Эпоха Яёй называется. Тут, как не крути «напёрстки», не получится говорить об «Японии без японцев». Именно в 300 годах до нашей эры на Островах появились абсолютно все народы, принявшие участие в этногенезе современного самурая. Процесс был длинным, растянутым на века, до самых 200-ых годов новой эры. Почки и ростки японской нации забрезжили не сколько миграционными процессами… а именно из самой почвы появились. Потому что появилось… земледелие. Подкреплённое эрой обработки металла. Яёй, хоть и стал эрой железа, но название получил благодаря гончарным изделиям. Границы во времени поймать трудно. Когда именно закончился период Дзёмон, какой век стал началом Яёй — нет точного понимания. Свидомые японцы что-то знают, но научному миру подробности не сообщают. Но айны эпохи Дзёмон никуда не делись, просто стали постоянно отступать и тесниться по многочисленным островам архипелага. Кто не читал о них можно почитать: «Национальная мистификация: как японцы древность культуры себе придумывают».

Пра-японцы

Всё понеслось вскачь для этногенеза японцев с появлением на Островах двух народностей. Они упоминаются в национальных хрониках VII-VIII веках нашей эры под именами: «идзумо» и «тэнсон». Мифология говорит и о других, но «чуждых», отношение к ним агрессивное. Покорять и подчинять, без вариантов! «Чужаками» назначены, в первую очередь, айны. Вполне может быть — загадочные «коробоккуру».

«Идзумо» плотно осели на землях одноименной сейчас провинции, на западе и юго-западе острова Хонсю. Второй центр народа нащупывается в провинции Ямато (юг Хонсю). Кто такие? Само собой, пришельцы с материка. Очень похоже, что припожаловали с Корейского полуострова. Но это не точно. В любом случае, проверить трудно, приходится верить японским хроникам. Описаниям провинции Идзумо («Идзумо-фудоки»), рассказам о прибытии целых родов и «кланов».

Народ «тэнсон». Это главный действующий персонаж в этногенезе японцев, его ядро. Переводится название, как «потомки неба». Эти племена заняли провинцию Ямато на острове Хонсю. Начали неуклонную экспансию во все стороны, освоив почти всю Японию. За исключением севера и Рюкю. Тут айны смогли отбиться, противостояли вплоть до XIX века экспансии.

Вместе с народами «тэнсон» пришла и будущая национальная мифология Островов, большая часть легенд, основа японских хроник. Это те самые «сыны Ямато», творцы нации. Их происхождение? А кто его знает… Мгла веков и табу для ученого мира. «Точный ответ» можно (и разрешено) получать только в мифологии и национальной религии — синтоизме. Все прочие ответы считаются… предположениями. Японским обществом категорически не приемлются.


Потомки богов?

Как нетрудно догадаться, спустились они откуда-то сверху, прародина называлась «Равнина Высокого Неба». Мифы утверждают: это место расположено в самой Японии, которая была сотворена для расселения народа «тенсон».

Вопрос формулируем. Если отбросить легендарщину волшебную, тенсон прибыли с материка. Это конкретный, археологически нащупываемый народ, положивший начало периода Яёй. Аборигены Китая или Кореи? Или кто-то третий, проделавший длинный миграционный путь из неведомых и далеких земель? Религиозные и политические соображения «свидомых» японцев тут не помогут. Тем более, придётся раскапывать корни не только «сынов Ямато». А найти происхождение и второго народа — «идзумо».

Оба народа не враждовали дуг с другом, находились в постоянном контакте, их традиции давно и прочно сплелись. Они были вечными союзниками, плечом к плечу противостоя жителям архипелага. Некоторые западные исследователи вообще версию «двух народов» отвергают, говоря о полной идентичности «тэнсон» и «идзумо».

Проверить трудно. Лингвистика и сравнительное исследование мифологии постоянно заводят в тупики. Сначала господствовала теория о тихоокеанском происхождении «тэнсон». Даже политически одобряема была. Поскольку милитаристские устремления власти нуждались в обосновании господства во всем азиатско-тихоокеанского регионе. «Возвращение самурая на историческую родину».

В научном мире начала ХХ века такая идея продвигалась. Скрестив пальцы за спиной, «тэнсон» были назначены малайским (аустронезийским) народом. Немедленно подверстали сходную с японской — малайскую мифологию. Некоторые обычаи совпали, правда. Но подозрения западного научного мира в мистификации возникли в момент, когда была названа отправная точка «исхода». Это был остров Калимантан (Борнео). Оказалось настолько «совой на глобусе», что версию перестали принимать всерьез.


Особенно после рывка японцев на Борнео во второй мировой. С пропагандой, которая местных приветствовала «братьями единокровными». Англичане и французы, плотно занимавшиеся аустронезийскими племенами, — стали задавать неудобные вопросы. Указали, что сходство элементов языка — это эволюция заимствований. Причем именно на Островах, когда «тенсон» стали ассимилировать аборигенов-аустронезийцев и айнов.

«Не всегда победители навязывают свой язык побежденным; бывает и обратное: иногда часть языкового материала побежденных внедряется в состав языка победителей. Так было и в данном случае». (профессор Конрад)

Сейчас наиболее обоснованной видится версия, по которой «сыны Ямато» оказались «новоприбывшим», очень охотно пополнившими свои словари у «северных варваров». Появилась версия «корейского транзита». Древние японцы прибыли на архипелаг из Кореи, это понятно. Но родственных корней с народами древнего Корё находится… не так, чтобы и много. Всё затрудняется наслоившимися друг на друга волнами миграции. Проходившими через Корейский полуостров в самых разных направлениях и разные исторические эпохи. Возможно, «тенсон» просто прошли через эти земли, стремясь на Острова.

Есть другие версии? Конечно. О происхождении древних японцев могут поведать немало любопытного индоевропейская или семитская гипотезы. Это такие публицистические фантазии, с полным отсутствием археологии и прочих смежных наук. Полянка для «диванных аналитиков», даже останавливаться не буду. А вот на версии профессора Сиритори, появившейся в начале XX века, — можно. Пра-японцы произошли от алтайских народов. Ох, как этого ученого коллеги «свидомые» полоскали, анафему пели… Но мог быть прав в чем-то.


Братья, айда назад!

Профессор-отщепенец Сиритори обратил внимание на фонетические особенности родного языка, стал искать точки соприкосновения в центрально-азиатском регионе. Работу свою не довел до конца… но упавшее знамя подхватили научные работники Сибирского института международных отношений и регионоведения (Новосибирск) с профессором Юрием Тамбовцевым. Они выдвинули крайне интересную версию фонетического родства языков.

Суть вопроса такова: японский язык традиционно выделялся в отдельную языковую семью. Такой чести высокой удостоены единицы: корейцы, баски, айны. Он не принадлежит к финно-угорским, алтайским, палеоазиатским, тибето-бирманским или аустронезийским наречиям. Так принято считать. Попытки «поженить» его с корейским постоянно проваливались из-за неясностей в заимствованиях, их природе.

Профессор Тамбовцев картину развернул так: фонетически первоначальный вариант японского языка напоминал аустронезийские наречия. Затем носители корейских диалектов прибыли на архипелаг. Первые волны миграций были малочисленны, легко вбирали в себя огромное число «местных» слов и понятий. Оставив грамматическую структуру своего языка — именно так получили конечный продукт. Но пришли они… с алтайской группой языков. Как и корейцы на свой полуостров.

Версию попробовали проверить антропологи. Сообщили: о возможном генетическом сходстве японцев и группы алтайских народов можно говорить очень осторожно. Японцы являются родственниками монголов, калмыков, других тюркских народов лишь отчасти. Вот такая широкая картина, как хочешь — так толкуй.

Начальная географическая точка японской истории — это огромный ареал Азиатско-Тихоокеанскому региона. С ответвлениями алтайскими и сибирскими. Поэтому, как не смешно прозвучит… остается только национальной мифологии Островов верить, ее изучать и трактовать как-то.


Проверка документов!

Чтобы проверять историю первых японцев, нужно что-то почитать, верно? Желательно самое древнее, не включенное в мифологию национальную. Искать нужно у соседей, в Китае или Корее. Есть кое-что, но мало. Например, у корейцев — почти ничего не сохранилось, кроме фольклора.

Самая первая информация находится в «Цянь-Хань-шу», «Истории Первой династии Хань». Это 206 год до нашей эры, отрывочные сообщения тянутся до самого начала Новой эры. Прочитать можно… о сотнях государств, которые теснятся на архипелаге. Сейчас понимание и порядок в летописях наведен. Оказывается… не о государствах речь. О районах, где племена очень разрознены, обособлены, предпочитают максимальную изоляцию. Пришельцев крайне не любят. К новой эре процессы объединительные становятся отчетливее, раздробленность исчезает.

Есть кое-что в «Хоу-Хань-шу» («Истории Второй династии Хань», 25-220 гг. нашей эры). О фактах работорговли, поставки с Островов «живого товара». Наиболее интересное сообщение относится к 57-му году н.э. «Посольство из страны Идо» (район острова Кюсю). Император Гуан-У пожаловал правителю той страны золотую печать. В 1784 году появилось хоть сомнительное, но материальное подтверждение этого события: в Канодзаки (о. Кюсю) была найдена старинная золотая печать с надписью: «Хань — владыке страны Идо». Подтверждение? Может быть, хотя ученые в усы улыбаются.

Есть ещё упоминание, в «Истории царства Вэй». Относится к III веку нашего времени, когда после падения династии Хань, Китай развалился на три державы: Вэй, Шу и У. Довольно подробно там рассказано о «важень» (японцах), описана целой главой «страна Яматай». Это наиболее достоверный источник, как считается.

Потому что отношения Острова строят не только с царством Вэй. Но и с У. Рассказывается о некой правительнице Химико. В ее дворцах тысячи рабынь, она окружена многочисленной стражей, царица играючи завоевывает соседние страны на многочисленных островах архипелага, назначает там своих наместников.

Следов императрицы Химико в национальной мифологии японцев… не найдено. Если брать на веру сообщения хроники царства Вэй, только одно на ум приходит. Япония очень поздно избавляется от пережитков родо-племенного строя, только-только вступает в эпоху рабовладения, автоматически раскалываясь на бесчисленное множество мелких прото-государственных образований и княжеств. В перечне императоров Японии (сынов Ямато) Химико не находится… значит, она тоже пережиток. Эпохи матриархата.


Император

Это великая загадка. Главные священные книги синтоизма, «Кодзики» («Записи о древних делах») и «Нихонги» («Японские хроники»), по сути являются летописными сводами. Без всякого сомнения — аналоги Ветхого Завета. Только более религиозного направления. Это такая японская традиция, сущее объяснять волшебным. На том вся национальная история стоит. Очень трудно одно от другого отделить.

Но вкратце пробежимся. Поскольку других источников вообще в природе не существует. Должны же хоть что-то легенды отражать, хоть осколки действительности! Начинается история с периода Яёй. Без всяких предшествующих периодов, как у всех нормальных народов — «сыны Ямато» придумывают себе… монархию.

Тут встает на дыбы вся наука, если кто не знает. Правящий дом Японии действительно уникален с любой точки зрения и традиции народов мира. Тем более континента Евразии. Если верить официальной японской истории, предок сегодняшнего 126-го правителя страны Нарихито занял трон во времена, когда века долгие были до Юлия Цезаря. Эта династия, не имея официального названия (используются лишь имена и девизы правления), продолжает царствовать и сегодня. А первым был Дзимму (660-585 гг. до нашей эры).

Не верят в такую стабильность, неимоверное постоянство, спорят до хрипоты ученые. Но это так. Даже если вычеркнуть годы правления совсем уж легендарных императоров, японская правящая династия окажется наиболее древней во всем мире. Как так получилось? Дело в её хитром и рациональном устройстве. Под названием современной «конституционной монархии». Раньше так термин не звучал, понятно. Но никогда Император не обладал реальной или абсолютной политической властью в Японии.


Правило это можно подтвердить исключением, когда в конце XIX — начале XX веков традиция засбоила. И то… с оговорками. Но до этих времен действовал железный и непреложный закон: власть в Японии осуществляется «от лица императора». А тут, мама родная. Череда кровавых событий в каждом столетии, резня, войны, интриги и прочий фарш. Да, бывало императоров убивали. Но род Ямато никогда не пресекался. В списке даже есть персонажи, провозглашенные императорами посмертно (с опозданием на тысячу лет).

В перечне «божественных правителей» отсутствуют личности, кого вычеркнули после реформ Мэйдзи. Но сути дела это не меняет. Император Японии всегда считался прямым потомком богини солнца Аматэрасу-Омиками. Сменить династию невозможно. Только вместе с религией такой трюк получится. Крушение основ, истории нации, мироустройства… и гнев высших сил, как водится. Поэтому всё именно так и не иначе. Нерушимо.

Император Японии — это первосвященник синтоистской религии. Он — символ государства. Система «девизов правления» была введена в Японии лишь в VII веке, это прямое китайское заимствование. Императоры нам известны под посмертными именами («окурина»). Они получают такую характеристику своего правления. Девизы могли меняться несколько раз при одном императоре. Если какие-то великие несчастья происходили. Мол, неугоден богам такой «девиз». Получите, распишитесь, отстройтесь заново и меняйте лозунги…

Теперь. Само слово «император». Это нам досталось из империи Древнего Рима. Как от имени Цезаря пошли термины «царь», «кесарь» и «кайзер». И не совсем корректно называть любым из этих слов — потомка богини Аматэрасу. Официальный титул звучит — «тэнно». Он появился в очень поздние времена, был прислонен к именам самых первых правителей. Которые неизвестно как титуловались. Но кого в Японии это интересует... Они ведь от богов произошли. Вокруг императоров сформирована уникальная религия — синтоизм, сама нация… Но это другая история.

Продолжение следует...Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 16 мая 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1264

Ещё по теме...
Добавить комментарий