Почему нельзя поклоняться иконам? Это запрещено Богом…
Почему нельзя поклоняться иконам? Это запрещено Богом…
Византия конца VII - начала VIII веков. Очень трудный период государства. Арабы-мусульмане, вихрем пролетев по Ближнему Востоку и Малой Азии, сокрушили мнимое ромейское величие. Только чудом не захватили Константинополь, переоценив свои морские таланты. Не подготовившись к встрече с экспериментальным «греческим огнем». Само собой, греки крепко задумались. Очевидный же факт: Бог от них отвернулся, хоть и помог напоследок для вразумления. Утверждение никто не оспаривал…

Тяжелые размышления

Они начались еще раньше, до взлета ислама. Идея иконоборчества витала в воздухе, раздирая христианский мир надвое. Поклонение «крашеным доскам» и фрескам политически разбивало имперское общество, создавало непреодолимые преграды сближения христиан с иудеями (потом — и с мусульманами). Эти конфессии крайне негативно относились к «изображениям Бога», иконам.

Подоспела другая великая проблема. К началу VIII века императоры стали понимать: власть государей… призрачна. Политическая роль церкви стала столь значима, что уже зашла за все мыслимые разграничительные «красные полосы». Огромные и плодородные земли, церковная собственность храмов монастырей, тонны золота и серебра. Духовенство нагло вмешивается в прямые функции управления государством.

В 695 году РХ министром финансов в Византийской Империи стал «авва» (сирийское понятие «отец церкви») Феодот. В 715 году диакон собора Святой Софии решил примерить на себя полководческие лавры, стал главнокомандующим войсками Империи. Казна державы пуста, налоги не собираются или присваиваются церковниками. Объяснявшими: «это на дела Господа», обойдемся без чиновников-коррупционеров.

Народ этому охотно верил, подати не платил, в армию по призыву не шел. Императоры вынуждены были умолять, извиваться и унижаться. Даже на дворцовую гвардию средства платились из казны церковной, флот превратился в полное ничтожество. Императоры-иконоборцы посчитали необходимым перенаправить финансовые потоки, навести светский порядок. Решение было прагматичным и справедливым:

«Параллельно с религиозной реформой, осуждавшей иконы, запрещавшей мощи, уменьшившей число монастырей и вместе с тем не коснувшейся основных догматов христианской веры, производилась реформа социальная и политическая, разграничение власти имперской и духовной». (греческий историк Папарригопуло)


В VII-VIII веках Византийское государство потерпело ряд серьёзных поражений от арабов. Терпение императора Льва III лопнуло. Он напрямую назвал причины поражений:

«Виновником всех бед явилось растущее почитание икон, которое можно было в его внешних проявлениях отождествить с идолослужением».

Столь революционный шаг император предпринял после дотошного изучения всех догматов Веры, предпочитая слушать богословские толкования подвижников и аскетов, малоазийских епископов Константина Наколийского и Фомы Клавдопольского. Окончательное решение было принято в 726 году. Тогда же появился и соответствующий имперский Указ: почитание икон и идолов — прекратить.

Еще более категоричный запрет был издан в 811 году, после катастрофического разгрома византийских войск в войне с болгарами. Тогда, в битве при Вырбишском проходе — был обезглавлен сам император Никифор I, из армии никто не спасся. Византийцы посчитали поражение гневом Божиим за нарушение заповеди: «не сотвори себе кумира». Иконы вновь стали запрещенными предметами, поскольку незадачливый император стал возвращать «крашеные доски» в оборот.


Богословы-иконоборцы

... крепко стояли на Второй Заповеди Создателя. Были полностью правы...

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…».

Хотя живописные изображения Христа и святых встречались с самых первых лет становления христианства, ими были расписаны восточные и римские катакомбы… но церковный канон отношения к иконам отсутствовал. Само собой, это привело среди темного и невежественного люда к полным безобразиям. Народные массы (при молчаливом и корыстном согласии священников) окружили иконы суеверным почитанием, скатываясь в беспросветное язычество.

Доходило до смешного. Появился обычай брать иконы в восприемники детей, скоблить с этих досок краску (добавляя в евхаристическое вино). Даже Святое Причастие клали на икону… Так (якобы) Его можно было получить из рук понравившегося мирянину святого. Все эти «неточности в обрядах» сопровождались обязательными подношениями Церкви. Она брала на себя обязанность «замолить малый грех, идущий от сердца верующего». Плодились таксы и расценки…

То есть, с иконопочитанием происходило ровно то, против чего выступал Христос с Отцом. Идолопоклонство, создание культов «святых старцев», почитание мощей. Возникнув на грамотной экспериментальной основе обращения язычников (как плод и раскрытие веры Церкви в Христа), иконопоклонения скатились в нечто самодостаточное и самодовлеющее. Итог — стал происходить возврат к язычеству. Ещё до начала иконоборчества Анастасий Синаит в VII веке предупреждал:

«Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение».


Все это сопровождалось расцветом монетизированного религиозного искусства. Иконы стали реалистичными, чувственными, эмоциональными. Это ставило под сомнение святость. На фоне падения общего образования в империи, снижения богословского толкования догматики христианства, преобладания формы над содержанием… сама Церковь впала в грех «небывалого коммерческого успеха». Тысячами стала плодить мучеников, святых, набивая их останками монастыри и храмы.

Читаем Писание…

Хотя сочинения (немногочисленные и сохранившиеся) иконоборцев куда интереснее, но Первоисточник информативнее. Его не нужно познавать, пройдя многолетние курсы «правильного прочтения». Все просто и доступно изложено. Самый идиотский аргумент, что слышал от батюшек и невежественных адептов поселкового храма: «раз ты противник изображений в храме, паспорт свой порви и альбомы семейные сожги...». Логика понятная, хоть и пещерная.

Изучайте матчасть. Закон Божий к этому не призывает. В заповедях дан прямой запрет на поклонение и служение изображениям и кумирам (см. выше, №2 в списке). Не нужно передергивать. Библия не табуирует живопись, скульптуру, фото- и видеоискусство. Суть заповеди — не допустить людей к почитанию предметов, отождествляемых с Богом. Данный запрет касается всех изображений. В том числе представляющих Самого Творца.

Бог мудр, явно предвидел такие поползновения бестолковые. Попытки Его изобразить. Второй шаг предугадал от неразумного и ленивого стада: поклонение этому образу. Поэтому, категорично и однозначно предупредил:

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину». (Второзаконие)


Снова вернемся к прошлой статье. Ну не почитались в ветхозаветные времена изображения херувимов, как врут попы. Они использовались в оформлении святилища. Библия же прямо это рассказывает. Походный храм народа Израилева (Скиния) был украшен вышитыми херувимами. Храм Соломона — резными:

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою». (Исход)
«И покрыл дом, бревна, пороги и стены его и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов». (Вторая Книга Паралипоменон)
«На всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне». (3-я Книга Царств)

Ну… что писано? Скиния, а затем Храм Соломона, были искусно украшены. Ни священники, ни простые верующие под стенами на коленях не ползали, ткань и бревна не лобызали. Писание вообще категорически запрещало (кроме священников из семьи Аарона) даже входить в Скинию. Четыре херувима украшали Ковчег Завета, да. Но его видел только один человек, Первосвященник. Один раз в году.


Ровно такие же элементы оформления археологи находят в молитвенных домах и катакомбах христиан первых веков. Не нужно ходить по атеистическим ресурсам, почитайте одобренную литературу. Например, «Православную энциклопедию» под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раздел: «Византийская империя. Часть IV»:

«Самыми ранними, дошедшими до наст. времени произведениями христ. изобразительного искусства являются росписи катакомб — подземных кладбищ первых христиан, возникших в период гонений (II — нач. IV в.), сохранившихся в ряде мест Италии (Рим, Неаполь, Сицилия), на Мальте, в Испании, в Сев. Африке. Росписи украшали также стены молитвенных домов христиан, где собиралась община для совершения богослужения».

А теперь археологию изучите. «Росписи» — это узоры, цветы, символы, херувимы, библейские герои и сюжеты с их участием. Агнцы или пастухи, символизирующие Христа. В первые века Церковь выражала свою веру символами. Якорь, рыба, голубь, феникс, павлин, петух, агнец, орел, масленичная ветвь, виноградная лоза и т.д. …

Можно встретить изображение «доброго пастыря» известной евангельской притчи. Традиционно изображен юношей без бороды, с короткими волосами, правильным и симпатичным лицом. На нем древняя античная одежда.

Символика изображений

Ведь проблема не великая: в открытом доступе можно увидеть творчество христиан II — начала IV веков. Сотни хорошо сохранившихся настенных изображений в катакомбах. Там хоронили умерших, устраивали богослужения. Пещеры украшены росписями библейских сцен, это напоминание поучительных историй. Символы же помогали помнить основные принципы христианства:

- голубь - птица Ноя, вестник мира, надежда на небесный рай;
- феникс, сжигающий себя и воскресающий из пепла - символ Воскресения;
- павлин - символ бессмертия;
- масличная ветвь - символ победы над смертью и грехом;
- корабль - символ церкви, способной спасти человека в море житейских невзгод;
- якорь - символ вечного покоя после жизненных бурь;
- рыба - самый популярный символ Христа. Начальные буквы фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» на древнегреческом языке образуют слово «рыба» (Ίχθύς - Ίησούς Χριστoς Θεoύ Υιoς Σωτήρ).

Ах… эти изображения были началом духовного роста? А потом произошло осмысление значимости икон? Так ведь православные иерархи трут из телевизора… А если честно и объективно посмотреть? Ведь абсолютная же истина: художественное оформление первых христианских молитвенных домов и катакомб — это оформление ветхозаветного святилища. Ничего общего с последующим почитанием изображений. Категорично запрещенных Ветхим и Новым заветами. Только не нужно вилять, что вот это про язычество писано:

«Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». (Деяния Апостолов)
«Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся … Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари (творению) вместо Творца». (Послание Римлянам и Откровение Иоанна)


Культ почитания

предметов и изображений разлагал христианскую церковь постепенно. «Наспех обращенные» язычники имели собственный исторический опыт почитания божеств, географический и традиционный менталитет, привычки. Накопленный за тысячелетия «сакральный багаж» преломлялся через новую религию. Хотя иудаизм и ислам, которые наравне с христианами чтут Бога Авраама и Иакова, — на эту провокацию не повелись.

Категорично и до нашего дня не используют предметы и изображения в богослужении и богопочитании. Только христианство заразилось античным греко-римским наследием «высокого искусства». Многие истинные христиане были знакомы со Словом Божьим, с самого начала пытались предотвратить страшный грех. 36-ое правило поместного собора в городе Эльвире (Испания, 300-313 гг.) запрещает помещать на стенах церкви живопись, изображающую то, что достойно почитания:

«Изволися нам, чтобы живописных изображений не было в церкви и чтобы то, что почитаемо и поклоняемо, не было изображено на стенах».

Лучше всего проблему обрисовал известный христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Тертуллиан.

«Если Он запрещает делать любые изображения, то тем более — слепки образа Своего. Виновник истины извращений не любит; любое изваяние в Его глазах — подделка. Проникнись же ненавистью, христианин, к искусству, покровителей которого ненавидеть ты обязан!».


Климент Александрийский (150-215 гг.), христианский апологет в работе «Строматы» утверждал, что верующим нужно умом постигать Законодателя, ведь произведения искусства не могут быть божественными, изображения лишь унижают Бога:

«То, что сделано руками, сродни материалу, из которого оно сотворено. Так, изделие из слоновой кости есть слоновая кость, изделие из золота — золото. Идолы и храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Богослов епископ Ириней Лионский (202 г.) в своей книге «Против ересей» называл язычеством использование гностиками (еретическое течение) изображений Иисуса:

«Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники».


Можно цитировать бесконечно Марка Минуция Феликса и его «Октавий», христианского ученого Оригена и книгу «Против Цельса», христианского ритора Луция Целия Лактанция с трудом «Божественные установления»:

«Подобие человека кажется нужным в то время, когда он далеко. Но оно становится ненужным, когда он рядом. Однако, в случае Бога, Дух и влияние Которого находятся везде и никогда не могут отсутствовать, ясно, что изображение никогда не нужно. Без сомнения, там, где есть изображение, нет религии».
«Древние хорошо знали, что изображения не имеют божественной природы, и что в них нет чувств, но они создавали их с пользой и мудростью ради неуправляемой и невежественной черни, которая составляет большинство в странах и государствах, чтобы... от страха они могли стряхнуть свою грубую природу, полагая, что они находятся в присутствии богов».


Выводы

Пардон за пространные цитаты. Это не выдержки из богословских диспутов, кстати. Обращения Отцов к язычникам. Либо назидания ранней христианской церкви о правильном Учении. Никто из приведенных авторов в еретичестве не обвинялся, кто посмел бы замахнуться… В православии некоторые из них именуются «учителями и отцами церкви». Все известные нам деятели богословия II-IV веков были противниками почитания изображений.

Как же так вышло с предупреждениями? Духовные наставники, обладающие непререкаемым авторитетом даже в православии, со страниц своих рукописей категорически выступают против практики «икон, предметов, мощей и идолов» восточной церкви. Многие из них не возражают против церковного символизма, искусства в целом.

Первые христиане делали четкое различие между символами, элементами оформления и объектами для поклонения. Были правы. Инициировав в VII-VIII веках полный запрет на использование изображений в церкви, начав византийское «иконоборчество». Уже тогда с горечью признали свой проигрыш. Индустрия предметов украшения и оформления бесповоротно превратилась в культы объектов для почитания. С чем вас и поздравляю, уважаемые идолопоклонники. С грустью, само собой.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 07 мая 2021 Комментариев 0 | Прочтений 2355

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия