Что человечество помнит о своем Змее-Прародителе?
Что человечество помнит о своем Змее-Прародителе?
Продолжим, наверное, змеиную тему. Ее роль в формирование сакральных и потусторонних верований человечества. Прежде чем ползком на брюхе пробираться среди размышлений этой статьи, рекомендую поднять настроение первой ее частью. А кому недосуг, поясню. У части возвышенно мыслящей публики, уставшей от научного скучного занудства, не вызывает сомнений факт: на нашей планете в глубокой древности обитала цивилизация людей-змей. Сначала в виде разумных динозавров, после планетарных катаклизмов - в состоянии разрозненных и потихоньку деградирующих популяций «ящеров», скрещивающихся с человеком (фи, какая гадость!). Когда сапиенсы слезли с елок и березок, эти «цивилизаторы» понесли нам знания, технологии и какую-то там мудрость. Даже сорта этих змее-людей есть в воспаленных абсентом мозгах. Азиатские обитатели с чешуйчатой кожей были доброжелательны, внимательны к своим подопечным. Чем заслужили взаимную приязнь. Почетное место в мифах, легендах, верованиях и культах. А вот с европейскими обитателями у Змеев не заладилось. Со времен древнейшей Греции к «хвостатым учителям» относились настороженно, если не враждебно. Перенимая их «знания», сторонились наставников. Даже вступали в масштабные и кровавые конфликты. Отсюда и хвосты торчат эпичной мифологии, где богатыри-воины побеждают коварно и вредоносного Змея…

Противоречивый набор

Так, сплюнули на фантазии, займемся наукой. Одним из факторов вхождения образа змеи в жизнь человечества — была попытка медицински примитивными методами объяснить некоторые наблюдения человека. За рептилиями. Славяне западные объясняли болезни скота… укусами гадов. Смертельные случаи — это точно гадюки. Более легкие течения болезни вызваны не столь ядовитым серпентарием. Этим фактом объяснялся опоясывающий лишай, возникновение разных струпьев, целый ряд кожных заболеваний. Считалось: «невидимая змея» обвивает тело жертвы. Схожесть некоторых внешних проявлений дерматитов с чешуей — лишь уверенность крепило. Мол, проделки ползучих гадов.


Марийцы и некоторые уральские народы видели прямую магическую связь между человечьей кожей и змеиной. В аптечках знахарей и колдунов всегда были порошки и настои (для наружного применения) из сброшенных змеями шкурок. Легенды говорили: люди (как и змеи) тоже сбрасывают свою кожу. Но увидеть это способна только змея. Или специальный шаман, взявший себе в тотем таежного аспида.

По самым разным поверьям Поволжья, через змей проходит любая магия: вредоносная или целебная. Все зависит от настроения рептилии, никто (даже боги и духи) не могут на нее повлиять. Астральным способом змея может проникать в кишки, убивая «плохого человека» или пожирая болезнь у «хорошего». Интересен и непонятен науке «змеиный язык», на котором говорили свои молитвы и заговоры целители-шаманы.

С самых времен Вавилона наблюдательные лекари поняли: в змеях есть рациональное и иррациональное начало. Её яд может убивать и лечить, кожа приносить избавление от болезней или задушить. Появление большого числа рептилий в городах — это признак надвигающейся эпидемии (понятно — ведь переносчики-грызуны наплодились неимоверно). Сердце змеи очень полезно иметь в сухпайке воина, чтобы перед битвой его съесть, стать неимоверно храбрым, неуязвимым для некоторых видов оружия.


Культы змеи в быту

В большинстве верований наших евразийских широт — это мотивы змееборства. Настороженного отношения к рептилиям, мистического страха перед ними. Вызвано сие подсознательно-отвратительное отношение пережитками культов инициации (церемониальные и судебные укусы змеи, рулетка древняя). Многие народы через это прошли, крепко в память генетическую впечатали.

Но сохранилось до начала ХХ века немало другого отношения к рептилиям, благоговейного. Выражалось в культах «домашних змей». Прибалтика и Кавказ, Приазовье и Крым, восточные Балканы и север Италии… там это в самых разных формах тысячелетиями культивировалось. По причинам самым разным. Змея была хранителем очага, оберегом от злых духов и болезней, сторожем домашнего скота и даже младенцев.

Были более глубокие верования: змея — обитатель подземного «нижнего мира», упорядочивает царящий там хаос, не дает ему вырваться наружу. В любом случае — трогать этих «домашних питомцев» категорически не рекомендуется. Это спутники жизни людей. Змея была основой основ быта у древних славян, их кормили молоком, сыром и лепешками даже в голодные годы. Если «домашний оберег» уползал навсегда, то было великое горе, предвестник несчастья и болезни.

На Балканах «домашняя змея» — воплощение души умершего родственника, присматривающая за живущим хозяином семьи с домочадцами. Или главой рода, «двойником» которого она является. В поверьях других народов, жилище оберегают уже две домашние змеи. Их жизнь и смерть напрямую связаны с дальнейшей судьбой хозяина и хозяйки. Хорваты до сих пор убеждены: каждый человек имеет на воле собственную змею, носящую его имя. Румынские поверья рассказывают о домашних гадах, которые своим присутствием под порогом дома (или в стенах) «зазывают удачу». Их даже бранным словом обозвать — страшный грех… Не то что турнуть.


Эволюция…

... змеиного культа тоже наблюдалась, весьма любопытно, кстати. Всем известен домовой. Непонятно откуда пришедший на маленьких кривых ножках в наши жилища. Так вот, это прямая трансформация культа «домашних змей». Концы фольклористики удалось поймать в верованиях чехов. На их языке «домовой» — «domaci had», змея. Выполняет те же функции, как и добрый аспид в древности: заботится о скотине, пеняет хозяевам за нерадивость мелкими пакостями, хозяйственным селянам помогает всеми силами. Чаще он выступает бесплотным духом, только очень внимательным и сердечным хозяевам может показаться.

Другое, даже сейчас популярное в нашей время поверье: домовой может душить во сне человека по ночам. Друже мой Ромик божится: такой лохматый монстр напал на него в доме брата. Его нужно (по правилам) спросить: «к худу или к добру». Отвечать нужно правильно. Но как именно — тут версии ветвятся. И так может повезти, и эдак прилететь.

Так вот, душить человека свойственно крупным змеям. Никак не слабосильным милым существам-домовичкам. Вот и гадай, откуда предание генетическими корнями выползло… С учетом северо-восточного фольклора русского. Там до сих пор домовой способен оборачиваться в змею или жабу. Норвеги, вот кто по уши в мифологии древней. У них любопытное словечко «mаrе» существует. В двух равнозначных толкованиях. Это и сказочное существо, которое приходит ночами с намерением придушить человека. И простое обозначение «кошмара».


Ассоциация…

Именно она является, скорее всего, ключом к нашей «змеиной кладовой сознания». Таежные и степные народы проблему решили спокойно, через шаманизм. Создав на уровне мифологии сильные образы перехода души к «посреднице-змее», владычице подземного «нижнего мира». Оседлые народы тоже временами справлялись с подсознательным страхом перед рептилиями, органично включив их в картину бытового мироздания. Придумав змеям самые необычные отражения.

Например, ассоциируя с ящерицами, червями, неодушевленными предметами. Водяными лентами водорослей, ветками, палками, поясами наборными, дорогами и тропинками, небесной радугой. Так или иначе, но сформировалась «змеиная картина мира». Проекция на всё что угодно, лишь воображение подключай, ищи следы длинного извилистого тела. Захватывая космологию, геологию, флору, фауну, мир человека, быт и элементы культуры.

Сколько загадок у каждого народа, где правильный ответ строится через ассоциативный образ змеи? Не счесть. Тут и реки, и Млечный Путь, плетки и пояски, тропинки и длинные косы-волосы, куча предметов быта и элементов нарядов…

Само собой, интересны глобальные представления-ассоциации. У горных народов (неважно какой локации) всегда найдутся мифы о замерших в горных теснинах древних змеях. Жилах полезных ископаемых: железе, серебре, золоте. Копни глубже, вот тебе и божества-покровители кузнецов, рудокопов. Обитатели подземных миров, владыки пещер и даже городов.

Более сложные мифы приведут у огромным Змеям — создателям тьмы и хаоса. Которые в противостоянии с небесными божествами сотворили сущий мир. Иногда они сохраняют зооморфный облик, иногда (в алтайских мифах, например) трансформируются в змееподобные чудища, на грани сознания.


Драконы…

Здесь десятка статей не хватит, сколько их. Самое популярное мифическое существо у всех (без исключения) народов мира. Огромная разумная рептилия, но с рядом отличительных черт у каждого народа. Довольно серьезных временами. Что уже говорит о самостоятельном формировании образа.

Египет. Великий змей Апоп (повелитель бездны) каждую ночь безуспешно сражается с богом солнца Ра. В легендах Междуречья жила семиглавая дракониха Тиамат, в образе океана Хаоса, прародительница всего живого. Там же найдем других змееподобны монстров. Гильгамеш сражался с чудовищем Хумбабой. Оснащенного розовой чешуей, лапами льва, ястребиными когтями и рогами.

На воротах храма Иштар в Вавилоне изображено существо, именуемое Сируш. С рогатой змеиной головой, телом чешуйчатой рептилии, передними лапами льва и задними — орла. Настолько реалистично изображен, что многие фантазеры считают Сируша настоящим живым биологическим видом. Исчезнувшим в десятом веке от РХ. Это «лютый зверь» русских летописей (чуть не сказал «ага»).


В мифологии Греции дракон — это огромная змея. Иногда одноголовая, временами (как Лирнейская гидра) и восемь ртов имеет. Есть Тифон, стоглавый гигантский дракон, рожденный богиней-землей Геей и божеством хаоса Тартаром. В Библии тоже есть сообщения о драконах. Левиафан из книги Иова — самый популярный монстр. Это огромное крылатое огнедышащее змееподобное существо, повелитель морских пучин. Змей был столь неуязвим и силен, что только Бог одолел гадину.

Есть дракон крылатый Апокалипсиса, тоже неприятная тварь. Красного цвета, семиглав и о десяти рогах (с арифметикой что-то… кто 4 рога ему отшиб, почему притчи отдельной нет?) Во времена христианства существо назначили Сатаной, с ним воевали Михаил и архангелы. Вне Священного Писания, по легендам и преданиям европских народов — тоже навалом драконов. С ними воюет Беовульф и драконоборец Тристан, отлипнув от попоек рыцарей Круглого стола короля Артура. На Руси тоже водились всякие Змеи Горынычи, кто их только не бил…

В румынских мифах находим эпизоды превращения змеи в крылатого дракона, с толстыми ногами и змеями вместо хвоста (мотив адского пса Цербера). Существо носят потоки воздуха, в режиме планирования монстр сокрушает стены городов. Но всегда погибает от руки драконоборца. По болгарским поверьям, если особую змею не видели 40 лет, у нее вырастают крылья и она может летать. Продолжать можно бесконечно.


Земное воплощение…

Буду еще подробно писать о гигантских земляных насыпях, носящие название Змиевых и Траяновых валов (территория Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии). Но «наперстки» уже можно двигать смело. Самые суровые сооружения находятся между реками Днепром, Тетеревом и Росью. Они образуют: либо непрерывные длинные линии, либо широкие замкнутые фигуры, с разрывами — до двухсот километров. Во времена строительства высота Валов достигала нескольких метров, ширина — нескольких сот метров. Их опоясывали глубокие рвы.

Историки серьезные от темы бегают, как черти от ладана. Владимир Красно Солнышко построил, от кочевников окопы рыл. До сих пор не встретил систематического академического труда, доказывающего их подлинное назначение. Фортификация? Овчинка выделки не стоит, если честно. Трудозатраты столь титанические более эффективно можно приложить.

Скифское происхождение? От кого кочевнику так обороняться… сразу вопрос. Император Траян для защиты от варваров возвел? Тоже скепсисом рожу кривит, сей муж был истинным «солдатским императором», на кончике меча победы предпочитал. А не щитом прикрываться. «Бороздами Новака» считать их, знаменитого борца против турецкого ига? Тоже нет, столь масштабные земляные работы были бы отмечены во многих хрониках. Что остается?

Любопытное румынское предание. Как один из Траяновых валов («Борозд Траяна») возник в результате схватки витязя Траяна с драконом. Змиевы валы? Тоже есть предания старины глубокой. Продукт сопутствующей скифам неизвестной культуры. Городища, курганы и Змиевы Валы в районе днепровского побережья четко привязаны с реками. Некоторые из замкнутых насыпей имеют очертания змеи или лягушки.


Как относиться прикажете к легендам о кузнецах Кузьме и Демьяне? Или о Никите (Кирилле Кожемяке), поймавших клещами за язык Змея и пропахавших на нем борозду, отчего образовались вал и насыпь? Вариантов кончины Гада много: то он просто опился днепровской воды и околел. То лопнул, из его тела расползлись по свету разные гады. Или… Кожемяка сжег Змея, из головы монстра разлетелись мошки.

Этот мотив четко прописан в румынском предании о витязе Траяне: из змеиной отрубленной башки тоже вылетели ядовитые мошки. Стало быть, не именем императора Ульпия Траяна названы Валы? Скорее да, чем нет. Потому что есть еще сербский Траян, шестиглавый царь зверей и скота, ночное существо с восковыми крыльями. Валы Змиевы и Траяновы — фортификационное сооружение? Или таки культовое? Возведенное в память древнюю о драконоборцах-героях…

Выводы

Есть более близкие по исторической ленте события, документальные исторические персонажи. Но народным фольклором как-то странно переиначенные. Читаем легенды: змеи в некой пещере «сосут грешника Разина за сердце». В том же месте (до дня Страшного Суда) живут: Гришка Отрепьев, Ванька Каин и Емелька Пугачев. У болгар схожие мотивы, кстати. Их борцы за свободу (назначенные грешниками и преступниками продажными властями и турками) в народных песнях ждут своего часа и пока молчат: их змеи держат за язык.

Вот так странно (но по древним лекалам) работает народная память. Русские атаманы и самозванцы очень быстро обрастают «змеиным» фольклором. Вписываются в архетип более древнего героя. Черты змееборчества перерастают в богоборчество официальное. Разбойные личности трансформируются в образы защитников народа. В любимых и справедливых атаманов, старейшин.

Думаете, это только у нас такая непонятная «змеиная дичь» творится? Аналоги Змиевых и Траяновых Валов есть на американском континенте. В виде земляных насыпей, изображающих различных животных. Чего стоит «Змеиный курган» в Огайо (длина от головы до хвоста змеи равна 130 метрам).


Он не единичен, просто наиболее показателен и сохранился неплохо. Подобные «валы» есть вблизи многих источников и лесов. Что означают, бог весть. Культ воды, земли и обитателей лесных… Или сходные с евразийскими космологические и космогонические представления. С Великим Змеем и его противниками, драконоборцами.

Ничего определенного пока не получается сказать, пусты «наперстки» (опрокинул чуть, грешен). Но культ змеи в самом-самом далеком прошлом получается, всем набором фактов — был универсальным. У некоторых народов и цивилизаций — центральным. Никаких живых прототипов не стоит искать, их не было, палеонтологи зафыркают и затролят невеждой больным… Картина складывается только в развитии тотемизма, в переходе оного к анимизму. А тут один шаг — до первых религий.

Комплекс первобытных представлений «культа змеи» в инициациях мог вызывать отторжение у части первобытного общества. Со временем превратился в «культ змее- и богоборчества». Сначала мифологическое, а затем фольклорное сознание простого люда исковеркали древние представления. Наделяя кого угодно чертами древних героев. Лишь бы «против» был устоявшихся стереотипов. Упростив до смешного прежнюю космогонию, воплотив ее даже в разбойниках и самозванцах.


А может, по-другому было. Те же финикийцы верили: змея обладает способностью не только сбрасывать годы жизни и восстанавливать молодость, но становиться гораздо сильнее и крупнее в этом процессе. Полинезийцы имеют в словаре одно слово, но означает оно два разных (вроде бы) понятия: «сбрасывать кожу» и «быть вечным». Сбрасывание змеей кожи синонимично перевоплощению, бессмертию, периодическому повторению катастроф и возрождений рода человеческого. Эволюция-с…Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 28 апреля 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1231

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия