Обвиняемый - животное! Как фауну Средних Веков судили...
Обвиняемый - животное! Как фауну Средних Веков судили...
Прежде чем отправить на пинковой тяге в неуправляемый полет кота своей девушки, путающего мужскую обувку с лотком… горестно вздохните. Что живем в варварской стране. Где сплошной самосуд и полное пренебрежение законом. Как предки завещали, ага. Совсем другое дело — кроткие европцы, без приговора соответствующей инстанции… не способные заставить филлоксеру (мелкий корневой червяк) покинуть общинное владение и прекратить жрать в три горла драгоценную виноградную лозу. Не шутка, такой судебный процесс состоялся в 1558 году. И черви… выиграли дело. Защита обжаловала приговор на основании того, что виновные должны были удалиться в… бесплодные земли. Суд первой инстанции якобы обрекал несчастных на голодную смерть. Червячков оставили в покое, во всяком случае судебные исполнители были бессильны помочь пейзанам.

Это была калька с другого суда (над зелеными жучками) в местечке Сен-Жульен в 1515 году. Неизвестно, как дела окончились, но доподлинно сохранилась часть листа приговора, на котором судья назначил экспертизу «бесплодного участка». Она была проведена, поскольку записано: «Посещение экспертов стоило три флорина»…

Бесчисленные процессы (сотня полных приговоров сохранилась точно) над несчастными животными — не исторический анекдот, не шутки озорных хроникеров и записки мающейся от безделья интеллигенции. Это тщательно хранимые документы судов. Отправлялись процедуры по всем нормам уголовного или церковного права: с вызовом свидетелей, допросами, прениями обвинителей и адвокатов. Приговорами к смерти или оправданиями обвиняемых.


Длинный список «тяжких»

Первые упоминания этого балагана известны с XIII века. В 1268 году суд Парижа приговорил к сожжению небольшую свинью. Съела ребенка. Это очень частый эпизод, кстати.

Франция, 1313 год. Разъяренный сбежавший бык пропорол рогами не успевшего убраться с его пути человека. Граф де Валуа постановил арестовать животное, провести тщательное дознание. Специальный чиновник выехал на место, собранные свидетельства были оглашены в суде, который приговорил быка к повешению. Приговор привели в исполнение на том самом месте, где было совершено преступление.

В 1386 год, обвиняемая — хавронья. Была приговорена к отрубанию ноги и головы, затем повешена. По совокупности двух тяжких эпизодов: покалечила руку и лицо ребенка, потом его сожрала. Под пытками (!) призналась, что так оно и было. Накормила после совершения убийства шестерых поросят. Была казнена в человеческой одежде на городской площади. Услуги палача — оплачены. Поросят к ответственности привлечь пытались, но сторона обвинения умылась… Их участие в преступлении не было установлено достоверно. Вынесен оправдательный приговор.

В 1474 год, Швейцария. В ереси обвинили… петуха Питера. Хозяйке горластой и задорной птицы поблажилось — он снес яйцо. Само собой, это был факт соития с дьяволом (версию с ведьмой отмели по физиологическим соображениям). По убеждению жителей и святых отцов, плодом такой любви должен стать непременно василиск. Адское создание-рептилоид, взглядом обращающее всё живое — в камень. Несчастный еретик Питер был предан огню, подозрительное яйцо уничтожено. Судебный процесс шёл почти месяц…


Швейцарцы… вообще-то были адекватными средневековыми жителями, животных по суду не очень гнобили. Случай с Питером, скорее, исключение из правил. Не успели угли костра еретика-петуха остыть, суд Лозанны пытался осудить обвиняемых в чрезмерном аппетите «хрущей» (майские жуки, то еще лихо…). Приговор за порчу плодовых деревьев был необычайно мягок. Ни тебе тюрьмы, ни кнута… просто приказали покинуть страну Швейцарию. К июню постановление было исполнено, ага.

Кстати, там же (в 1451 году) судили пиявок. В суд Лозанны даже доставили задержанных и подозреваемых в кровопийстве преступниц. Признали виновными. Но поскольку смертельного вреда они не принесли, приговор был вегетарианским — высылка из страны.

Пиявки в сторону госграницы отказались сплавляться, наказание вторым судом ужесточили: кровопийц отлучил от Церкви местный епископ. Открыв законную охоту на еретичек… Та же судьба постигла слизней земель епископства Отен (Франция, 1480-ый год). Епископ приказал провести крестный ход, отправил обжор в изгнание.

В 1565 году вместе с хозяином да по приговору церковного суда был осужден… мул. Ему сначала отрубили четыре ноги, затем бросили в огонь вместе с владельцем. За что — история умалчивает. То ли на шабаши ведьмака доставлял, не то счастливой семье жили. В 1650 году одна ослица была обвинена в безнравственности. Еле спаслась, бедолага. Оправдательный приговор состоялся только благодаря заступничеству местного священника, который письменно заверил суд в высокой моральности устоев животного. Был он хозяином игривой ослицы или нет… тайна времен.


Земельные споры
тоже были популярны. Суды рассматривали дела против крыс, мышей, лисиц, волков, блох, аистов, воробьев. Швейцарцы даже угрей Женевского озера пытались ограничить в территориальных правах. Обычно такие дела рассматривались в рамках «ограждения». По справедливости, «божиим тварям» отводился принадлежащий общине участок. При условии сохранения ими в неприкосновенности остальной земли.

Писались специальные договоры, утверждались судами. Остались в подлинниках законные акты процессов против шпанских мушек, гусениц, полевых мышей, крыс и кротов. Даже прения сторон записаны дотошно (адвокат животным предоставлялся специальным решением судьи).

Окрестности одной французской деревни атаковали бесчисленные и прожорливые «белые черви». Жители попытались их засудить, но… адвокат настолько витийствовал, что суд вынес такой приговор по делу:

«Указанные черви - создания Бога, они имеют право жить, и было бы несправедливо лишать их возможности существования, а потому суд определяет назначить им местожительством лесистую и дикую местность, дабы они отныне могли жить, не причиняя вреда обрабатываемым полям».

Та же география, те же места. Другая деревня заимела зуб на шпанских мух. Судья посмотрел на задержанных преступниц, оценил их невеликий размер и сказал: «это несовершеннолетние создания». К суду привлечь в качестве прямых ответчиков нельзя, назначил опекуна-защитника. Тот от такого уважения вспылил, настолько горячо выступил адвокатом — приговор получился почти оправдательным. Мушек изгнали из страны, но выделили специальную территорию для поселения и безобидного жужжания. Это не все…

«Жители каждый год возобновляют контракт с указанными мушками, по которому предоставляют этим насекомым известное пространство, а эти последние обязуются не выходить за условленные пределы, и обе стороны свято соблюдают это миролюбивое соглашение».


Процессуальные нормы

Во-первых, хорош ржать… А во-вторых, ремесло зоологической защиты имело специальное направление в адвокатуре. В 1568 году Гаспар Балли издал специальную книгу. Знаменитый адвокат из французского Шамбери был непобедимым защитником животных в судах. Он оставил несколько «образцов» речей. Стороне обвинения (жителям опустошаемых вредителями земель), так и своим коллегам-защитникам. Приводить цитаты не буду, но… монументально выглядит. Красноречие крайне убедительное, крыс полюбишь… Или тлю возненавидишь.

Как всё было? Как в мире людей. Животному-преступнику предъявляли формальное обвинение. Обычно оно поддерживалось представителем власти. Если проступок попадал в разряд тяжких — бессловесную скотинку арестовывали, заключали в тюрьму на общих основаниях.

Есть расходные ведомости о выделении денег на содержание обвиненной в преступлении свиньи во время предварительного следствия. Харча хавронья получала наравне с другими людьми. Одна осужденная собака получила год отсидки в кандальной тюряге, содержалась за счет городской казны. С чистой совестью вышла на свободу…

На суде обвиняемому животному задавали вопросы по существу дела, допрашивались свидетели. Как понимали и трактовали ответы… а пес его знает. По ору и воплям, которые сотрясали стены суда. Потому что чаще всего к «запирающимся» применяли разного рода пытки. Исторгаемые звуки как-то трактовались судьями, обвинителями и адвокатами. Всё было по регламенту.

Суд назначал обвиняемому животному защитника, выслушивал его доводы, давал время на дополнительный сбор свидетельств, назначал сроки апелляции. Всегда гарантировал «обвиняемому» права безопасности, ограждал от внесудебной расправы. Уголовные процессы часто заканчивались приговором смертной казни. Осужденных животных вешали, погребали живьем, побивали камнями, сжигали или обезглавливали.


Крайне редко смертную казнь дорогих животных (быков и коров) заменяли продажей на убой. Но всегда голова четвероного преступника выставлялась на «лобном месте», как символ свершенного правосудия. Так было в Генте 1578 года, когда преступницу-бурёнку отправили на расправу к мясникам, а не спалили к такой-то скотской матери. Половина дохода с продажи «преступницы» пошла в пользу потерпевшего, другая была зачислена в доходную часть городской казны с пометкой «на помощь нуждающимся».

Приговоры исполнялись со всеми ритуалами, положенными осужденному преступнику-человеку. Казнь происходила открыто, в присутствии народа, громко оглашался приговор под звон колоколов. Казнили или наказывали животину штатные палачи, их труд оплачивался по стандартной людской таксе. Осужденное за убийство животное везли в судебной повозке, иногда волочили по улицам. Часто напяливали одежду…


Это не было безумием невежественного люда или мракобесов в сутанах. Под всё «животное судилище» была подведена серьезная идеологическая база: нравственная, религиозная и мирская.

Генезис сумасшествия

Итак, только христианство прочно укоренилось в головах европцев, стала решаться одна проблема. Отношение к животным было амбивалентным, грань зыбкая. С одной стороны требовалось подчеркнуть место человека (образ и подобие Бога), с другой — ненароком не обидеть «творение божие», подчиненное человеку служением. В любом случае, эти миры тесно соприкасаются, на сакральном уровне — родственны.

В античности, библейские времена, эпоху раннего христианства богословы и философы к животным были равнодушны (разве что Аристотель размышлениями «общности живых существ» отметился). Их продолжали приносить в жертву, делить на нечистых и несовершенных. Потом кроткие отцы-пустынники стали робко вещать: Христос родился в хлеву, это очевидный намек на Спасение и… животных. Появившиеся в широком обороте Евангелия доктрину поддержали, там апостол Павел прямо сказал:

«Сама тварь будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Долго ли коротко, но на заре Средневековья уже устойчивой является богословская мысль: животное имеет душу (дыхание жизни) и обладает чувственностью (начало восприятия). В разной степени разумно, способно делать осознанные поступки. И что? Правильный ответ — несет ответственность за них. Имеет право на справедливый суд. Потому как… является субъектом права. Владелец оного тут ни при чем. Как лицо заинтересованное, на суде имеет права рядового свидетеля.


В борьбе с вредоносной фауной, хозяина не имеющей (грызуны и вредители-насекомые), на авансцену твердой поступью выходила Церковь. С полным набором профилактических мер воздействия на микроскопические мозги «тварей божиих». Арсенал воздействия был широк: молебны, крестные ходы, проповеди с окроплением святой водой огромных территорий, таскание реликвий или выставление их в самые разные места. Если не помогало, подтаскивалась тяжелая культовая артиллерия — вызывались спецы-экзорцисты (за немалые деньги). Крайней мерой считалось отлучение от Церкви…

Другим столпом европского судилища мира животных было убеждение — над любым преступлением необходимо вершить акт образцового (идеального) правосудия. Теологи Средних Веков трясли ветхозаветным фрагментом Книги Исхода, требующим умерщвления животных-человекоубийц:

«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть. А хозяин вола вины не несет».

Из всех наказаний владельцу известно лишь несколько приговоров, когда… рекомендуется совершить паломничество. Поскольку уголовные приговоры лошадям, быкам-коровам, свиньям, козам и свиньям обычно заканчивались казнью последних — это считалось достаточным наказанием для двуного разгильдяя, не уследившего за своим скотом.


ТОП-1 в личном классификаторе

судилища над фауной — это, несомненно эпизод в епископстве Отен (1522-1530 гг.). Там жуть как размножились полевые мыши, подчистую очищая поля жителей. Забрезжила перспектива настоящего голода. На грызунов подали в суд. Обвиняемых… туда вызвали, как водится. На городской площади проорали: «Добровольно прибежать и по существу дела объясниться!»

Полёвки не явились. Сей факт был расценен, как неуважение к суду. Обвинитель (после положенного часа ожидания) немедленно потребовал приступить к окончательному решению дела. Был назначен адвокат, который начал долгий и веселый процесс глумления над приличным обществом. Тут же заявив: его клиенты не пришли по причине… недостаточной информированности:

«Ибо многие из них находились в поле, одного оповещения недостаточно, чтобы поставить в известность всех его клиентов, которые многочисленны и рассеяны по большому числу деревень».


Суд счел претензию веской, назначил второе оповещение. Оно прогремело с кафедр каждого деревенского прихода. Письменные постановления об обязательной явке в суд были приколочены на деревьях, в крупных амбарах. Поскольку у мышей знатно за ушами трещало поглощаемое крестьянского зерно, а глаза слезились от счастья… призыв канул всуе. На суд грызуны опять не явились. Веселый адвокат толкнул речь, описывая уважительные причины отсутствия своих клиентов.

Мол, продолжительность пути сыграла роль, погода подвела. Но самое главное препятствие — кошки! Были представлены свидетели, которые действительно рассказали, как хвостатые убийцы обложили все сельские околицы… Стерегут и нападают на «ответчиков». Мышей оправдали, передав дело в церковные инстанции…

А что же Русь-матушка? А ничего. Топила, резала, забивала до смерти провинившуюся животину. Никаких светских или церковных судебных решений не сохранилось, с участием четвероногих преступников. Хотя... во времена царствования Михаила Федоровича Романова была казнена… обезьяна. Ворвавшаяся в храм и «нарушившая чинность богослужения». Приговор вынес патриарший суд…Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 09 апреля 2021 Комментариев 0 | Прочтений 866

Ещё по теме...
Добавить комментарий