В какой ад грешному христианину дольше идти...
В какой ад грешному христианину дольше идти...
В католический - страшнее, и попадешь в конечную точку неизвестно когда. Это течение христианства нерушимо стоит на карикатурных догматах понимания загробного мироустройства. Не разобравшись в эпизодических и крайне невнятных библейских упоминаниях ада и рая, богословие Ватикана изобрело новое состояние материи - «чистилище». Палата для передержки грешных душ. Место временных загробных мучений, где ведется бухгалтерский учет, производится уплата долгов за грехи. Итак...

Для начала читаем популярный католический катехизис:

«Те, которые умирают в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых».

Обоснование не лишено изящества, базируется на элементарной логике. Была взята ветхозаветная история об Иуде Маккавее. Тот после битвы «принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» . Указаний на «чистилище» нет, но пытливый ум построил доказательную цепочку.

Если можно приносить «за умерших умилостивительную жертву», получается — души не пребывают ни в аду, ни в раю. Зависли в некоем третьем, промежуточном состоянии. Сердобольные римляне-христиане, исключительно из желания помочь несчастным грешникам, обосновали идею «чистилища». Где все желающие могут «разрешиться от греха».

Другим логичным аргументом учения о чистилище стала библейская притча о должнике:

«Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда (из темницы), пока не отдашь до последнего кодранта»; или: «Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки».

Как эту нравственную историю приколотили к догмату о «преисподней» — загадка.


Анатомия проблемы

Обвинять в подтасовках католиков не стоит. Аж пятнадцать веков прошло, пока святые отцы такую дичь сформулировали, утвердили догматом. До этого жарко спорили. Решали вопрос о несправедливости человеческого бытия: почему праведник всегда страдает, а нечестивый преуспевает. Древние иудеи и греки проблему решили просто. Независимо от заслуг мирской жизни в одном месте всех умерших собирали. Сидят бедолаги вперемешку целую вечность. Шеол и Аид места называются. Грустные и унылые локации.

Христиане не удовлетворились одномерной блёклостью этих загробных миров. Ввели понятия посмертных наград и наказаниях. Раз люди при жизни отличаются нравственностью, значит за кромкой должен существовать инструментарий воздаяния и поощрения. Ад и Рай. Преисподняя призвана исправлять искаженную природу грешного человека, кущи Эдемские — ласкать обновленную субстанцию. Это сейчас посмеиваемся над моральностью самой идеи ада. Архаичностью и наивностью концепции. В невежественные времена инструмент был необходимый, крайне действенный.

Во втором-третьем веках (когда только зарождались церковные догматы) Ориген Александрийский (185-254 н.э.) выступил против концепции вечного ада. Сформулировал идею «апокатастасиса» («восстановления», всеобщего спасения сущего). Говорил: Всевышний создает Любовью и в Любви. Через это светлое чувство приводит разумное творение к себе. Согласно учению Оригена, вечная по природе душа будет наказана за грехи, обязательно. Но процедура будет справедливой и мягкой. Божеской…


Наказание заключается в постоянном переселении души в различные тела: демонические, человеческие, ангельские. Но никак не гореть вечность в адском пламени. Был задан сильный и здравый вопрос в книге «О началах»:

«Ибо, если... души не предсуществовали, то почему некоторые новорожденные младенцы слепы, хотя они и не совершили никакого греха, а другие вообще рождаются без каких-либо изъянов?».
С течением времени, многими (или не очень) переселениями души будут учиться на ошибках. Итог предрешен любовью Создателя: они с ним соединятся рано или поздно. Увы, в христианстве взгляды Оригена не прижились. Победил другой мыслитель, отец ранней Церкви — Блаженный Августин (354-430 н.э.). Предложив динамическую концепцию загробной жизни. В ней души людей то воскресают, то совершают падения.

Этот аттракцион повторяется много раз. Августин утверждал: у человека есть только одна-единственная жизнь. Он может действовать по своей воле только в ее рамках. Посмертная судьба будет определена в момент смерти. В этот волнующий миг оцениваются прижизненные деяния.

После этого человек будет отправлен либо на небо (к бесконечному блаженству), либо в ад на вечные муки. Впервые была высказана идея «чистилища», его огонь должен был не карать или спасать. А очищать от грехов заблудшие души тех, кому (так и быть) уготовано место в раю.

Отец церкви, св. Аврелий Августин
Отец церкви, св. Аврелий Августин

Только бизнес…

Шли века, католическая церковь стала понимать чистилище реальным местом, наравне с адом и раем. Если преисподняя и кущи Эдема возникли благодаря появлению представлений о нравственности, то промежуточная база всё усложнила. Да, посмертная судьба человека по-прежнему решалась в момент смерти, однако не готовому к вечным мукам грешнику… дается время, чтобы ситуацию исправить.

Проповедники вещали: богачи могут сократить срок пребывания в чистилище. Несмотря на библейскую историю об игольном ушке и верблюде, которому легче пролезть через него, чем богачу попасть в рай. Теперь тон изменился: частое участие в богослужениях, раздача милостыни, строительство христианских обителей — позволяли накапливать для загробного мира положительный баланс. Мысль о том, что материальными подношениями при жизни можно облегчить себе посмертное светлое будущее, оказалась для состоятельной паствы очень справедливой и вкусной.

Не трудно догадаться, это привело к гениальной идее торговли индульгенциями. Так называемых «дополнительных удовлетворений». С их помощью можно успешно пройти через чистилище. Схема хитрая: отпущение временной кары верующие получают через действие Церкви из «сокровищницы заслуг» Христа и святых. Папа Римский имеет право туда лапу свою запускать, ага. Индульгенции работают не только во времена земной жизни, спасают даже находящихся в чистилище. Катехизис говорит:

«Индульгенции могут быть частичными или полными (в зависимости от кары за грехи), могут применяться к живым или к умершим».


Аттракцион работал так: после покупки индульгенции католик становится «аки младенец», смерть открывала прямую дорогу к райскому блаженству. Развитие бизнеса привело к «дарованию» искупления душам усопшим. Индульгенции продавались родственникам умершего, который не мог раскаяться, исповедать свои грехи. Это стало главным знаменем Реформации. Похабное злоупотребление индульгенциями оформило учение Лютера, раскололо католический мир.

Даже в эпоху Возрождения, когда балаган работал на полную катушку, многие совестливые святые отцы говорили: такая практика противоречит Священному Писанию. Это натуральный фетишизм, сатанинский культ неодушевленных вещей, с поклонением и обожествлением этих предметов. Кто их слушал… Ватикан был занят составлением прейскурантов, дотошно просчитывая в злате-серебре проделки греховной паствы до последнего медного су…


Если нет денег…

Ситуация скверная может получиться. Прямая дорожка из чистилища в ад. Попасть в рай честным путем (с каждым веком) становилось все труднее, требования к прижизненной праведности нарастали. Недостаточно принять крещение, истово верить и соблюдать заповеди. Регулярность причащений, исповедей, бесчисленных молитв, регулярность свершения добрых дел, наложение (добровольных и церковных) искупительных процедур… списки расширялись до абсурдной бесконечности.

Исполнить сие невозможно. Поэтому паства католической Церкви больше верила в ад, нежели в райское Спасение. Даже подсчеты производились: францисканец Бертольд Регенсбургский, проповедник XIII века, вывел соотношение «осужденных на ад — к спасенным». Пропорция получилась грустной, 100 000 к …безгрешной единице.

Раннехристианские смутные представления об аде, как унылом месте «накопителя душ», со временем сменилось убеждением: это территория строгой иерархии, вечных мучений и наказаний за грехи. Базировалось утверждение на признании неискоренимости и вечности Зла. С другой стороны подкреплялось «фактом существования» Сатаны, его вовлеченности в карательную функцию. Путем искушения и обмана он завлекает к себе, чтобы потешить свой садизм…

Средневековому аду была свойственна запредельная организация, строгий регламент, каждый грех вращался в своем круге, механика наказания была отлажена до совершенства. Ад стал гигантским четким механизмом, машиной наложения страшных мучений.


Комбинат ужаса

Ворота в ад находились в жерлах вулканов, загадочных глубоких лесах. Там грешника встречала разверстая пасть Левиафана, низвергающая потом его в исполинское озеро серы, вечно полыхающее. Там, как во фритюре, барахтались:

«боязливые и неверные, скверные и убийцы, любодеи и чародеи, идолослужители и все лжецы»

Но самую грандиозную картину адского мироздания нарисовал в «Божественной комедии» богослов, поэт и политик Данте Алигьери в начале XIV века. По умолчанию гениальное произведение стало предупреждением ожидающих грешника мучений, церковь такую иллюстрацию одобрила. Данте подробно описывает все круги ада, в подробностях сообщая о мучениях тех, кто туда попал. Ни до, ни после в литературе не было произведения, с такой достоверностью дававшем понятие загробного мира.

Сеньор Алигьери собрал в своем произведения реальную географию всех уголков Италии, бытующие представления о потусторонних христианских мирах, заплел драматургию в тугой узел психологии правдоподобных ситуаций, страхов своих современников. Неисчерпаемый кладезь образов по сей день. Дантовский ад состоит из девяти кругов, на входе начертано знаменито-безысходное: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Остановимся отдельно позже…

Данте Алигьери
Данте Алигьери

Уклончивый православный ответ…

Католики и протестанты находятся в очень уязвимом положении. Их представление об Аде базируется на традициях гениального произведения Данте. Вторым вообще труба: чистилище в схеме Спасения отсутствует, при жизни нужно успеть набрать положительный баланс для райского пропуска.

Как всегда, оригинальностью отметились православные. В части ада они не одергивают бредовые страхи паствы, уклончиво говоря: каждый создает его в своем сердце. По своим персональным чертежам. Нехороший загробный мир четко не прорисован… но существует. В виде аскетического учения о «мытарствах».

Это испытания души человека за совершенные грехи. Не пытка, что радует. Не чистилище, которое является юридическим латинским искажением совершенно иного аспекта православной эсхатологии — состояния души в аду ( после прохождения мытарств). Которое может быть улучшено молитвами в церкви.

Алгоритм непростой. После смерти по некоему пути душу ведут два ангела. Каждым из двадцати мытарств (по номенклатуре грехов) управляют специальные бесы, упражняясь в попытках забрать душу в ад. Процедура состязательная: бесы предоставляют список грехов конкретного мытарства (если испытание лжи — то рассматривается список проступков произнесения неправды). Ангелы адвокатствуют, оглашая список добрых дел в этом мытарстве.


Если злые дела сильно перевешивают добрые — ангелы грустно вздыхают, слезой провожая уносимую в ад душу. Если наблюдается равновесие, побеждает человеколюбие Божие. Им можно восполнить небольшую недостачу. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем каждого православного, гадости и фейки учитывает специальный бес, посылаемый Сатаной.

В православие такие оригинальные идеи пришли из «Жития преподобного Василия Нового». Там описано видение преподобного Григория, «о мытарствах блаженной Феодоры» (кормилицы патриция Константина, бывшей в услужении у Василия Нового). Читать не рекомендую… всё равно не поймете.

Толковать особо не о чем. Осторожные и хитрые византийцы не стали делать «мытарства» догматом. С жаром наставили в нем непреодолимых ловушек и несметных расширительных толкований. Грех стал настолько многогранен и непонятен, что без баллона церковного кагора к нему подходить не советую.

В сухом же остатке. Рассказы о мытарствах крайне сомнительны по многим признакам: психиатрическим, истории происхождения, содержанию. Имеют ряд очевидных догматических ошибок, поскольку этой путанной процедурой фактически заменяется Божий Суд. Вопиющим является участие в оценке праведности бессмертной души — бесов. Особенно, когда Бог вынужден принимать их победу, так сказать «по протоколу соревнований».

Хвала Небу, в последнее время отношение православной церкви к сказкам о мытарствах — крайне осторожное. Услышали, наконец, послание преподобного Макария Египетского (IV века), который вопросил Бога: «что такое мытарства?». Ответ тоже получил:

«Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных»
Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 08 апреля 2021 Комментариев 1 | Прочтений 1101

Ещё по теме...
Комментарии
1 | Михаил. 09 апреля 2021 15:31:10
**Не разобравшись в эпизодических и крайне невнятных библейских упоминаниях ада и рая, богословие Ватикана изобрело новое состояние материи - «чистилище»**
/////////////////////////////////////////////////////////////////
Католическое "чистилище" с его "кругами ада" - обыкновенная Земная жизнь духов в телесных оболочках (в темницах), где они обретают познание истины и становятся взрослыми, - способными перейти на иной уровень обучения/жизнедеятельности, - Царство Небесное.
Добавить комментарий