Загадки северных лабиринтов
При слове лабиринт в сознании читающего человека возникает миф о Минотавре, который жил в лабиринте, Тесее, его истребившем, и Ариадне, подарившей Тесею клубок нитей, чтобы не заблудиться. В общепринятом понимании лабиринт – это нечто запутанное, откуда трудно найти выход. Чаще всего его ассоциируют с подземным миром, пещерами. Однако есть на территории Фенноскандии археологические артефакты – лабиринты, заблудиться в которых невозможно, тем не менее, загадок они хранят немало...
Под северным каменным лабиринтом понимается некое наземное спиралевидное сооружение, сложенное из валунов малого и среднего размера. Они могут иметь форму круга, элипса, или быть похожими на подкову. Камни уложены в один или в несколько рядов. Диаметры известных лабиринтов достигают от 5 до 20 метров. Несмотря на то, что большая часть древних лабиринтов заросла травой, их и по сей день можно встретить на территории Скандинавских стран (особенно много в Швеции), Финляндии, Ирландии, Великобритании и в Северо-Западных регионах России (Республике Карелия, Мурманской, Архангельской и Ленинградской областях). Есть похожие сооружения и совсем в другой части нашей страны – на Алтае. В данной статье тема рассматривается на материалах исследования лабиринтов российского северо-запада и, в частности, Карелии.
Известные науке сведения о лабиринтах ограничиваются их формальными признаками и описаниями. Они исследованы вдоль и поперек, измерен каждый камень, однако однозначно ответить на вопрос «Что это такое?», для чего создавались и как использовались лабиринты наука пока не может.
Впервые встречены и описаны они были еще в XVI веке: в записях русских дипломатов Г. Б. Васильчикова и С. Г. Звенигородцева есть фраза : «В Варенге, на побоище немецком… выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был тот оклад Вавилоном». С тех пор лабиринты изучались и русскими и зарубежными исследователями, но единого мнения по ним нет. Разномыслие начинается уже с датировки. Кто-то считает, что это археологические памятники 3-5 веков до н.э., а часть ученых относят их к гораздо более позднему времени. Известный карельский исследователь петроглифов Надежда Лобанова в своих многочисленных экспедициях находила лабиринты, которые она относила к эпохе позднего средневековья или раннего нового времени. Возможно ли такое длительное по исторической хронологии существование лабиринтов?
Следующий вопрос, ответ на который пытаются дать ученые, с каким народом связаны эти археологические артефакты? Часто ученые относят их ко времени обитания саамов и считают объектами материальной и духовной культуры этого народа. Однако, уже упомянутая Н. Лобанова находила лабиринты, которые она отнесла к поморской культуре. Отталкиваясь от древнейших, пусть и крайне условных датировок, многие специалисты предполагают, что лабиринты на территории русского севера относятся к протосаамской или досаамской цивилизации. Например, исследователь 1970-х годов, сотрудник Карельского Филиала Академии наук Ю. Титов писал, что «саамы считали, что лабринты строились для божеств-сейдов, связывали их с идолами лопарской земли, приписывая их сооружения историческим или полумифическим личностям». Из этой цитаты ясно, что в понимании данного ученого во времена саамов лабиринты уже существовали. Популярным является мнение, о том, что возможными строителями лабиринтов были носители культуры асбестовой кераминики, предки саамов. Его высказала археолог Нина Гурина, проводившая раскопки вблизи от Кандалакшского и Харловского лабиринтов на территории нынешней Мурманской области.
Упоминания о подобных сооружениях есть также в кельтской мифологии. Повсеместное распространение объектов, напоминающих северные лабиринты не позволяет связать их с тем или иным народом.
Логично задать ещё один вопрос: откуда взялось название Вавилоны? Мы его встретили уже в самом первом описании лабиринтов, значит, так называло их местное население. Какое отношение имеет к этим лабиринтам древний город Вавилон? Скорее всего, никакого. Название происходит, по некоторым версиям, от искаженного слова Аваллон. Это слово пришло из кельтской мифологии, где Аваллон – это остров блаженных, населенный феями. Получается, что лабиринты известны кельтам раньше, чем древнему населению Русского Севера.
Вообще, рукотворные ли северные лабиринты? Карельский инженер, автор современной реконструкции подобного лабиринта в Ботаническом саду под Петрозаводском и исследователь-любитель Ю. Фефилатьев высказывает смелую версию о том, что лабиринты могли не являться делом рук человека. Он предположил, что это могли быть каменные нагромождения, возникшие в результате «табунного поведения оленей в опасной ситуации», когда они убегали от преследования и сбивались в тесный табун округлой формы, отбрасывая камни и образуя таким образом кромки лабиринта. А уже образованные таким образом каменные гряды могли использоваться саамами или поморами в разных целях. Однако, лабиринты существуют отнюдь не только на тех территориях, где обитают олени.
Но все-таки большинство ученых склоняется к версии, что это рукотворные постройки. А вот для чего они создавались? Каково их предназначение? На эти вопросы тоже нет однозначного ответа. Многие исследователи считают их ритуальными сооружениями и связывают с погребальными обрядами. Крупный археолог А. Я. Брюсов, изучавший лабиринты Беломорья, считал их знаками над местами погребения, своего рода «надгробными памятниками». Есть версия (ее придерживался в том числе историк М. Н. Виноградов), что ходы лабиринта и его каменные стены могли считаться своего рода препятствием для душ умерших людей, чтобы они не могли вернуться к живым, или наоборот, чтобы живые не могли побеспокоить души умерших. Иными словами, это «врата в загробный мир». И первая, и вторая версия сводятся, в конечном счете, к культу мертвых, который был сильно развит у древних людей. В культурах нескольких северных народов с образом лабиринта связаны хороводные ритуальные танцы. Например, «танец юных дев» у шведов. Отсюда проистекает толкование лабиринта, как места для проведения празднеств и торжеств. Высказывалось также предположение, что лабиринты были ристалищем.
Есть и другие более практичные, «мирские» версии. Например, часть ученых выдвигают гиппотезу «промыслового назначения» лабиринтов. Чаще всего эти археологические памятники находят по берегам морей, что наталкивает на мысли об обрядовом назначении лабиринтов, и связывают эти обряды с магией рыболовного и морского промысла. Для древнего человека удачный промысел – это гарантия сытой жизни. У саамов в древности покровителем морского промысла был человек-рыба Аккрува. Может быть, каменные лабиринты – это построенные для него святилища – жертвенники? Есть мнения, что это своего рода «первобытные чертежи» рыболовецких ловушек: бумаги и карандашей еще не было в бытовании, вот люди и использовали подручные материалы, чтобы изготовить «макет рыболовецкой ловушки».
Спиралевидные сооружения встречаются не только на севере, они разбросаны по всему миру. Наверное, образ спирали нес информацию, значение которой скрыто от ученых. Там, где нет единого научного мнения, возникают домыслы, легенды, небылицы. Закончу цитатой из книги А. Попова «Древние тайны Карелии или Гиперборейская традиция Карелии», изданной в Москве в 2008 г. : «Создается впечатление, что образ спирали выступает в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия. Однако, знание, заключенное в них давным-давно утрачено, ключ к расшифровке потерян…». Загадки северных лабиринтов еще будут разгадывать...
Под северным каменным лабиринтом понимается некое наземное спиралевидное сооружение, сложенное из валунов малого и среднего размера. Они могут иметь форму круга, элипса, или быть похожими на подкову. Камни уложены в один или в несколько рядов. Диаметры известных лабиринтов достигают от 5 до 20 метров. Несмотря на то, что большая часть древних лабиринтов заросла травой, их и по сей день можно встретить на территории Скандинавских стран (особенно много в Швеции), Финляндии, Ирландии, Великобритании и в Северо-Западных регионах России (Республике Карелия, Мурманской, Архангельской и Ленинградской областях). Есть похожие сооружения и совсем в другой части нашей страны – на Алтае. В данной статье тема рассматривается на материалах исследования лабиринтов российского северо-запада и, в частности, Карелии.
Известные науке сведения о лабиринтах ограничиваются их формальными признаками и описаниями. Они исследованы вдоль и поперек, измерен каждый камень, однако однозначно ответить на вопрос «Что это такое?», для чего создавались и как использовались лабиринты наука пока не может.
Впервые встречены и описаны они были еще в XVI веке: в записях русских дипломатов Г. Б. Васильчикова и С. Г. Звенигородцева есть фраза : «В Варенге, на побоище немецком… выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был тот оклад Вавилоном». С тех пор лабиринты изучались и русскими и зарубежными исследователями, но единого мнения по ним нет. Разномыслие начинается уже с датировки. Кто-то считает, что это археологические памятники 3-5 веков до н.э., а часть ученых относят их к гораздо более позднему времени. Известный карельский исследователь петроглифов Надежда Лобанова в своих многочисленных экспедициях находила лабиринты, которые она относила к эпохе позднего средневековья или раннего нового времени. Возможно ли такое длительное по исторической хронологии существование лабиринтов?
Следующий вопрос, ответ на который пытаются дать ученые, с каким народом связаны эти археологические артефакты? Часто ученые относят их ко времени обитания саамов и считают объектами материальной и духовной культуры этого народа. Однако, уже упомянутая Н. Лобанова находила лабиринты, которые она отнесла к поморской культуре. Отталкиваясь от древнейших, пусть и крайне условных датировок, многие специалисты предполагают, что лабиринты на территории русского севера относятся к протосаамской или досаамской цивилизации. Например, исследователь 1970-х годов, сотрудник Карельского Филиала Академии наук Ю. Титов писал, что «саамы считали, что лабринты строились для божеств-сейдов, связывали их с идолами лопарской земли, приписывая их сооружения историческим или полумифическим личностям». Из этой цитаты ясно, что в понимании данного ученого во времена саамов лабиринты уже существовали. Популярным является мнение, о том, что возможными строителями лабиринтов были носители культуры асбестовой кераминики, предки саамов. Его высказала археолог Нина Гурина, проводившая раскопки вблизи от Кандалакшского и Харловского лабиринтов на территории нынешней Мурманской области.
Упоминания о подобных сооружениях есть также в кельтской мифологии. Повсеместное распространение объектов, напоминающих северные лабиринты не позволяет связать их с тем или иным народом.
Логично задать ещё один вопрос: откуда взялось название Вавилоны? Мы его встретили уже в самом первом описании лабиринтов, значит, так называло их местное население. Какое отношение имеет к этим лабиринтам древний город Вавилон? Скорее всего, никакого. Название происходит, по некоторым версиям, от искаженного слова Аваллон. Это слово пришло из кельтской мифологии, где Аваллон – это остров блаженных, населенный феями. Получается, что лабиринты известны кельтам раньше, чем древнему населению Русского Севера.
Вообще, рукотворные ли северные лабиринты? Карельский инженер, автор современной реконструкции подобного лабиринта в Ботаническом саду под Петрозаводском и исследователь-любитель Ю. Фефилатьев высказывает смелую версию о том, что лабиринты могли не являться делом рук человека. Он предположил, что это могли быть каменные нагромождения, возникшие в результате «табунного поведения оленей в опасной ситуации», когда они убегали от преследования и сбивались в тесный табун округлой формы, отбрасывая камни и образуя таким образом кромки лабиринта. А уже образованные таким образом каменные гряды могли использоваться саамами или поморами в разных целях. Однако, лабиринты существуют отнюдь не только на тех территориях, где обитают олени.
Но все-таки большинство ученых склоняется к версии, что это рукотворные постройки. А вот для чего они создавались? Каково их предназначение? На эти вопросы тоже нет однозначного ответа. Многие исследователи считают их ритуальными сооружениями и связывают с погребальными обрядами. Крупный археолог А. Я. Брюсов, изучавший лабиринты Беломорья, считал их знаками над местами погребения, своего рода «надгробными памятниками». Есть версия (ее придерживался в том числе историк М. Н. Виноградов), что ходы лабиринта и его каменные стены могли считаться своего рода препятствием для душ умерших людей, чтобы они не могли вернуться к живым, или наоборот, чтобы живые не могли побеспокоить души умерших. Иными словами, это «врата в загробный мир». И первая, и вторая версия сводятся, в конечном счете, к культу мертвых, который был сильно развит у древних людей. В культурах нескольких северных народов с образом лабиринта связаны хороводные ритуальные танцы. Например, «танец юных дев» у шведов. Отсюда проистекает толкование лабиринта, как места для проведения празднеств и торжеств. Высказывалось также предположение, что лабиринты были ристалищем.
Есть и другие более практичные, «мирские» версии. Например, часть ученых выдвигают гиппотезу «промыслового назначения» лабиринтов. Чаще всего эти археологические памятники находят по берегам морей, что наталкивает на мысли об обрядовом назначении лабиринтов, и связывают эти обряды с магией рыболовного и морского промысла. Для древнего человека удачный промысел – это гарантия сытой жизни. У саамов в древности покровителем морского промысла был человек-рыба Аккрува. Может быть, каменные лабиринты – это построенные для него святилища – жертвенники? Есть мнения, что это своего рода «первобытные чертежи» рыболовецких ловушек: бумаги и карандашей еще не было в бытовании, вот люди и использовали подручные материалы, чтобы изготовить «макет рыболовецкой ловушки».
Спиралевидные сооружения встречаются не только на севере, они разбросаны по всему миру. Наверное, образ спирали нес информацию, значение которой скрыто от ученых. Там, где нет единого научного мнения, возникают домыслы, легенды, небылицы. Закончу цитатой из книги А. Попова «Древние тайны Карелии или Гиперборейская традиция Карелии», изданной в Москве в 2008 г. : «Создается впечатление, что образ спирали выступает в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия. Однако, знание, заключенное в них давным-давно утрачено, ключ к расшифровке потерян…». Загадки северных лабиринтов еще будут разгадывать...
Опубликовано 02 ноября 2020
Комментариев 0 | Прочтений 1128
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: