Кто такие Хуситы и во что они верят
США и Великобритания начали войну с хуситами в Йемене. Конфликт в Йемене длится более полувека, и вряд ли он закончится в ближайшее время. Почему так? Все дело в хуситах - непримиримых сторонниках Йеменского имамата. Кто такие хуситы и во что же они верят?
Хуситы уходят своими корнями в движение, которое зародилось на севере Йемена в конце 1980-х годов с целью защиты и возрождения зейдитов.
Зейдиты - это направление в шиитском исламе, которое сильно отличается от прочих направлений, распространенных в Иране, Ираке и Ливане. Зейдиты отрицают учение о скрытом имаме и следуют мутазилизму, одному из ранних философских направлений в исламе, в котором делается акцент на свободе воли и разуме как критерии веры.
Зейдиты составляют половину населения Йемена, в основном сконцентрированы в западной части страны. На протяжении всей исламской истории Йемена власть на этих территориях часто принадлежала зейдитам. Они правили с переменным успехом до 1962 года, пока власть не захватили республиканцы. В 1980-х религиозные институты ваххабитов (сунниты) внедрились в традиционно зейдийские районы, что вызвало напряжение в регионе. Зейдиты почувствовали угрозу своему существованию и предприняли радикальные меры.
Сначала зейдиты действовали как религиозное движение - выступали против суннитского и западного влияния. Затем политический активист Хусейн аль-Хуси из племени хуситов (одно из зейдийских племен) создал в 1994 году организацию "Ансар Аллах" (сторонники Аллаха). Они стали теми, кого ныне называют "хуситами". В 2003 году аль-Хуси выступил против вторжения США в Ирак и сместил движение в сторону политической активности. Правивший в то время Йеменом президент Али Абдалла Салех поддерживал США, поэтому критика была направлена в том числе в сторону официальной власти.
В 2004 году аль-Хуси убили, организацию возглавил его брат Абдул-Малик аль-Хуси, который по сих пор руководит хуситами. Влияние ваххабитов из Саудовской Аравии усиливалось, политический режим становится более авторитарным, что привело к революции в 2011 году, в которой хуситы пытались продавить шиитские интересы и усилить свое влияние в государстве. В 2014 году произошел государственный переворот во главе с хуситами, они захватили часть западных территорий и столицу.
На данный момент Йемен находится под влиянием разных политических сил. Хуситы контролируют северо-западные территории (хуситов никто официально не признает, однако в наибольшей степени их поддерживает Иран). Признанная международным сообществом официальная власть под началом Ришада аль-Алими контролирует восточные территории. Поддерживаемый ОАЭ Южный Переходный Совет контролирует южные территории. Также небольшие территории находятся под запрещенными во всем мире террористическими организациями, такими как Аль-Каида.
Об отличии зейдитов от суннитов
Разделение мусульман на суннитов и шиитов произошло почти в первом веке исламской истории, когда умер четвертый праведный халиф - Али ибн абу-Талиб, зять и двоюродный брат пророка Мухаммеда.
После смерти Мухаммеда мусульманами стал руководить халиф. Сунниты, в отличие от шиитов, признают власть первых трех халифов, которые стали править халифатом сразу после смерти Мухаммеда в 632 году. Сначала правил Абу Бакр, его заменил Умар, после Умара халифом стал Усман. Все трое были сподвижниками пророка Мухаммеда. Усмана сменил Али. Шииты признали легитимность только Али, родственника Мухаммеда. Поэтому шииты верят, что руководить уммой (мусульманкой общиной) может только тот, кто причастен к роду Мухаммеда, а именно - его потомкам через дочь Фатиму, которая была женой халифа Али.
У Али были сыновья (Хусейн и Хасан), внуки и внучки, которые определили дальнейшее разделение шиитов на разные направления. Зейдиты стали последователями Зейда ибн Али, внука Хусейна. Зейд заслужил уважение своих последователей, когда восстал против могущественных мусульманских правителей своего времени, которых считал тиранами и коррупционерами. Восстание было неудачным, однако борьба и пыл Зейда до сих пор вдохновляют его последователей.
Не все зейдиты благосклонно относятся к элите области Саада (обозначена на карте выше), откуда вышли хуситы. Когда северный и южный Йемен объединились в 1990 году, республиканское правительство во главе с президентом-зейдитом Али Абдаллой Салехом стремилось уменьшить их влияние.
Цель хуситов изначально была в просвещении молодежи и усилении веры предков (зейдизма). Они создавали культурно-просветительские программы и летние лагеря. Но со временем движение переросло в политическую организацию.
Идеология хуситов
Если посмотреть на флаг хуситов, то уже на его основании можно сделать ряд тезисов об идеологии хуситов. Во-первых, очевидный лозунг для всех мусульман - "Аллах акбар" (Аллах велик). Во-вторых, также очевидный антиамериканский лозунг для всех исламистских движений, в котором хуситы желают Америке гибели. В-третьих, то же самое они желают Израилю и евреям. В-четвертых, победа ислама.
Божественное право править
Главная идеологическая установка хуситов - вера в том, что именно они должны править регионом. Хуситы являются историческим продолжением режима имамов, которые правили некоторыми территориями Северного Йемена в течение нескольких периодов в прошлом до революции 1962 года. Они верят в теорию божественного права. Данное право основано на священном предании шиитов и дает представителям конкретного рода возможность на правление.
Поэтому конфликты в регионе постоянно повторяются. Те, кто следует доктрине зейдитов, навязывают свое правление силой. Их претензии основаны на притязании на божественное право управлять страной, отсюда прочие политические решения не имеют для них фундаментального смысла.
Теория божественного права на правление регионом указывает на стремление претендентов быть потомками пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и ее сыновей Хасана и Хусейна. Как говорилось выше, зейдиты являются сторонниками внука Хусейна - Зейда. Также зейдиты определяют себя как потомков раннесредневекового рода Хашимитов. Ныне к этому роду себя относит королевская династия Иордании.
Хашимиты верят в божественное право родственников пророка Мухаммеда руководить мусульманами во всех сферах жизни - религиозная, политическая, военная, экономическая, культурная, социальная и образовательная. Священное право действует до Судного дня.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Хуситы уходят своими корнями в движение, которое зародилось на севере Йемена в конце 1980-х годов с целью защиты и возрождения зейдитов.
Зейдиты - это направление в шиитском исламе, которое сильно отличается от прочих направлений, распространенных в Иране, Ираке и Ливане. Зейдиты отрицают учение о скрытом имаме и следуют мутазилизму, одному из ранних философских направлений в исламе, в котором делается акцент на свободе воли и разуме как критерии веры.
Зейдиты составляют половину населения Йемена, в основном сконцентрированы в западной части страны. На протяжении всей исламской истории Йемена власть на этих территориях часто принадлежала зейдитам. Они правили с переменным успехом до 1962 года, пока власть не захватили республиканцы. В 1980-х религиозные институты ваххабитов (сунниты) внедрились в традиционно зейдийские районы, что вызвало напряжение в регионе. Зейдиты почувствовали угрозу своему существованию и предприняли радикальные меры.
Йеменские зейдиты
Сначала зейдиты действовали как религиозное движение - выступали против суннитского и западного влияния. Затем политический активист Хусейн аль-Хуси из племени хуситов (одно из зейдийских племен) создал в 1994 году организацию "Ансар Аллах" (сторонники Аллаха). Они стали теми, кого ныне называют "хуситами". В 2003 году аль-Хуси выступил против вторжения США в Ирак и сместил движение в сторону политической активности. Правивший в то время Йеменом президент Али Абдалла Салех поддерживал США, поэтому критика была направлена в том числе в сторону официальной власти.
Хусейн аль-Хуси
В 2004 году аль-Хуси убили, организацию возглавил его брат Абдул-Малик аль-Хуси, который по сих пор руководит хуситами. Влияние ваххабитов из Саудовской Аравии усиливалось, политический режим становится более авторитарным, что привело к революции в 2011 году, в которой хуситы пытались продавить шиитские интересы и усилить свое влияние в государстве. В 2014 году произошел государственный переворот во главе с хуситами, они захватили часть западных территорий и столицу.
Абдул-Малик аль-Хуси
На данный момент Йемен находится под влиянием разных политических сил. Хуситы контролируют северо-западные территории (хуситов никто официально не признает, однако в наибольшей степени их поддерживает Иран). Признанная международным сообществом официальная власть под началом Ришада аль-Алими контролирует восточные территории. Поддерживаемый ОАЭ Южный Переходный Совет контролирует южные территории. Также небольшие территории находятся под запрещенными во всем мире террористическими организациями, такими как Аль-Каида.
Об отличии зейдитов от суннитов
Разделение мусульман на суннитов и шиитов произошло почти в первом веке исламской истории, когда умер четвертый праведный халиф - Али ибн абу-Талиб, зять и двоюродный брат пророка Мухаммеда.
После смерти Мухаммеда мусульманами стал руководить халиф. Сунниты, в отличие от шиитов, признают власть первых трех халифов, которые стали править халифатом сразу после смерти Мухаммеда в 632 году. Сначала правил Абу Бакр, его заменил Умар, после Умара халифом стал Усман. Все трое были сподвижниками пророка Мухаммеда. Усмана сменил Али. Шииты признали легитимность только Али, родственника Мухаммеда. Поэтому шииты верят, что руководить уммой (мусульманкой общиной) может только тот, кто причастен к роду Мухаммеда, а именно - его потомкам через дочь Фатиму, которая была женой халифа Али.
У Али были сыновья (Хусейн и Хасан), внуки и внучки, которые определили дальнейшее разделение шиитов на разные направления. Зейдиты стали последователями Зейда ибн Али, внука Хусейна. Зейд заслужил уважение своих последователей, когда восстал против могущественных мусульманских правителей своего времени, которых считал тиранами и коррупционерами. Восстание было неудачным, однако борьба и пыл Зейда до сих пор вдохновляют его последователей.
Не все зейдиты благосклонно относятся к элите области Саада (обозначена на карте выше), откуда вышли хуситы. Когда северный и южный Йемен объединились в 1990 году, республиканское правительство во главе с президентом-зейдитом Али Абдаллой Салехом стремилось уменьшить их влияние.
Али Абдалла Салех
Цель хуситов изначально была в просвещении молодежи и усилении веры предков (зейдизма). Они создавали культурно-просветительские программы и летние лагеря. Но со временем движение переросло в политическую организацию.
Идеология хуситов
Если посмотреть на флаг хуситов, то уже на его основании можно сделать ряд тезисов об идеологии хуситов. Во-первых, очевидный лозунг для всех мусульман - "Аллах акбар" (Аллах велик). Во-вторых, также очевидный антиамериканский лозунг для всех исламистских движений, в котором хуситы желают Америке гибели. В-третьих, то же самое они желают Израилю и евреям. В-четвертых, победа ислама.
Флаг хуситов
Божественное право править
Главная идеологическая установка хуситов - вера в том, что именно они должны править регионом. Хуситы являются историческим продолжением режима имамов, которые правили некоторыми территориями Северного Йемена в течение нескольких периодов в прошлом до революции 1962 года. Они верят в теорию божественного права. Данное право основано на священном предании шиитов и дает представителям конкретного рода возможность на правление.
Поэтому конфликты в регионе постоянно повторяются. Те, кто следует доктрине зейдитов, навязывают свое правление силой. Их претензии основаны на притязании на божественное право управлять страной, отсюда прочие политические решения не имеют для них фундаментального смысла.
Теория божественного права на правление регионом указывает на стремление претендентов быть потомками пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и ее сыновей Хасана и Хусейна. Как говорилось выше, зейдиты являются сторонниками внука Хусейна - Зейда. Также зейдиты определяют себя как потомков раннесредневекового рода Хашимитов. Ныне к этому роду себя относит королевская династия Иордании.
Хашимиты верят в божественное право родственников пророка Мухаммеда руководить мусульманами во всех сферах жизни - религиозная, политическая, военная, экономическая, культурная, социальная и образовательная. Священное право действует до Судного дня.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 12 января 2024
Комментариев 0 | Прочтений 1131
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: