Противоречение в Библии: кто был создан первым - человек или животные
Противоречение в Библии: кто был создан первым - человек или животные
Если мы будем внимательно читать первые две главы библейской книги Бытия, то обнаружим явное противоречие в последовательности творения. В первой главе предлагается один сюжет творения мира, животных и человека, но во второй главе этот же сюжет описывается совершенно иначе. Остановимся на сотворении животных. Оба сюжета начинаются с общего момента - Бог начал творить. Затем оказывается, что в первой главе сначала создаются животные, а затем люди, но во второй главе происходит обратное - сначала создается мужчина, затем животные, и после женщина. Как этот момент объясняют христиане, иудеи и ученые?

Описание противоречия

Первый рассказ в 1 главе о сотворении животных представлен в 6 стихах:

Бог сказал: "«Да наполнится вода живностью, и да полетят над землей по небосводу птицы». Бог создал огромных морских чудищ, разные виды движущейся живности, кишащей в воде, и разные виды крылатых птиц. И увидел Бог, что это хорошо. Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте воды в морях, и пусть птицы множатся на земле». Был вечер, и было утро - день пятый. И сказал Бог: «Да произведет земля разные виды живности: скот, пресмыкающихся и диких зверей», и стало так. Бог создал разные виды диких зверей, и скота, и все виды пресмыкающихся. И увидел Он, что это хорошо", - Бытие 1:20-25

После этого Бог создал людей - мужчину и женщину. Он дал им власть над всеми животными:

Потом Бог сказал: «Создадим человека - Наш образ и Наше подобие, - пусть он царствует над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом, над всей землей и над всеми пресмыкающимися». Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчиной и женщиной Он сотворил их. Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и владейте ею. Царствуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всеми пресмыкающимися», - Бытие 1:26-28

Бог творит мир и светила небесные
Бог творит мир и светила небесные

Во 2 главе представлен уже второй рассказ, который сильно отличается от первого. Сначала создается Адам, затем животные, затем женщина. Бог создает мужчину из земного праха и вдыхает жизнь в его ноздри. Бог видит, что Адам одинок, поэтому творит для него животных. Но среди них Адам не находит помощника, поэтому Бог создал для Адама женщину:

Господь Бог сказал: "«Нехорошо человеку быть одному. Я создам ему помощника под стать». Господь Бог создал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных. Затем Он привел их к человеку, чтобы увидеть, как тот их назовет; и как назвал человек каждое живое творение, так и стало ему имя. Так человек дал имена всему скоту, всем птицам небесным и всем полевым зверям. Но для Адама не нашлось подходящего помощника", - Бытие 2:18-20

Только после сотворения животных Бог вводит Адама в глубокий сон, берет от него ребро и творит женщину.

Творение Евы из ребра Адама
Творение Евы из ребра Адама

Религиовед и исследователь древневосточных языков Мартиен Халворсон-Тейлор отмечает, что первое повествование о сотворении мира отражает древние мифы и реалии Вавилона: ежегодное весеннее наводнение, которое напоминает водный хаос из Бытия 1. В повествовании подчеркивается соблюдение субботы, что соответствует растущему значению этой практики во время Вавилонского пленения евреев. Во втором рассказе описывается засушливый мир, орошаемый водами из земли, что соответствует обстоятельствам жизни автора в Израиле. Два мифа о творении в 1 и 2 главе сущностно экологичны, так как зависят от обстановки, в которой находились авторы библейских мифов о сотворении человека и животных.

Как иудеи и христиане объясняют противоречие?

Ричард Эллиот Фридман, который является одним из ведущих библеистов, в то же время относится довольно лояльно к иудео-христианской традиции. Но даже он отмечает, что при буквальном прочтении 1 и 2 главы Книги Бытия явно противоречат друг другу.

Еще раз приведем сравнение последовательности сотворение людей, растений и животных в двух первых главах Книги Бытия:

Глава 1. Растительность появилась на третий день. Птицы созданы в пятый день. Животные сотворены в шестой день до человека. В тот же шестой день, но после животных, одновременно возникают мужчина и женщина.

Глава 2. Сначала возник мужчина. Затем появляется растительность. Мужчина одинок, поэтому Бог творит для него зверей и птиц. Мужчина не нашел помощников среди животных, и Бог творит из его ребра женщину.


Сотворение птиц и животных приводит к вопросу: сотворил ли Бог птиц и животных на пятый и шестой дни соответственно, как в Книге Бытия 1, или он создал их после сотворения Адама, как это следует из краткого прочтения книги Бытия 2?

Иудеи и христиане предлагают разные объяснения. Первое объяснение ставит прошедшее время предложения "Господь Бог образовал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных" во множественное число, что означало бы, что Бог "уже сформировал животных и птиц", но теперь он приносит некоторых из них Адаму, чтобы дать им имена. Данного подхода придерживается христианский теолог-креационист Дон Баттен. Слабость этого объяснения заключается в том, что оно игнорирует предыдущий стих, где животные создаются в ответ на одиночество Адама.

Другое объяснение дает раввин и исследователь Библии Умберто Кассуто в работе "Комментарии к Книге Бытия". Он говорит, что Бог, в дополнение к своему предыдущему творению животных и птиц, сформировал несколько новых созданий и привел их к Адаму, чтобы дать им имена. Это конкретное действие было совершено для того, чтобы вызвать у Адама чувство потребности в партнере.

Еще один подход, с отсылкой на раввина Десслера, говорит, что в 1 и 2 главе нет представления о времени и хронологии, поэтому нельзя сказать, что одни события следуют за другими. Данный подход основан на идее, что в первой главе говорится о 6 днях творения мира, а во второй главе дан всего лишь 1 день, и чтобы совместить два этих факта, нужно предположить, что в то время авторы не учитывали реальную хронологию событий.

Также есть интерпретация, что два противоречащих сюжета - это две стороны одной медали. Первая версия объясняет происхождение мира с точки зрения Бога, вторая - с точки зрения человека.

Какая версия кажется наиболее убедительной?Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 27 ноября 2023 Комментариев 0 | Прочтений 1199

Ещё по теме...
Добавить комментарий