Парадокс корабля Тесея: если чинить корабль и заменить в нём все доски - будет ли он тем же кораблем?
Древнегреческий писатель Плутарх задал такой вопрос: "Доски корабля со временем заменяются из-за износа. Если со временем, в процессе ремонта, на корабле не останется ни одной из первоначальных частей, остается ли он тем же самым кораблем?".
В историю он вошел, как парадокс корабля Тесея. Потому что легендарный Тесей плавал на остров Крит, где убил минотавра. И назад корабль из долгого путешествия приплыл уже с совсем другой начинкой.
Этот парадокс сильно заинтересовал многих мудрецов. Ведь это не вопрос одного только корабля. Если смотреть дальше - это вопрос идентичности личности, которая часто меняется со временем.
Да и тело человека постоянно обновляется. В среднем, каждые семь лет этот человек содержит совсем другие клетки, что полностью воспроизводит ситуацию с кораблем Тесея.
Давайте посмотрим, какие варианты решения предложили разные философы...
Разгадка парадокса
Чтобы его разгадать, надо определиться с понятием «тот же». Давайте посмотрим, как разные философы решали этот парадокс, исходя из своих мировоззренческих взглядов:
Корабль один, время разное
Такое решение парадокса предложит философ Гераклит. Автор знаменитой фразы:
Суть важнее
Аристотель считал, что у каждого предмета в этом мире есть форма, материал и суть вещи. Материал - это вторичное и менее значимое. Он в целом заменим. Суть же остается важной и неизменной.
Поэтому, с точки зрения философии Аристотеля, корабль остается одним и тем же.
Тождество
Томас Гоббс (XVI век):
Современный взгляд на проблему
Здесь, как это часто бывает в философии (да и в физике) - всё зависит от угла зрения.
Если же посмотреть на этот корабль глазами коллекционера, который заплатит огромные деньги за этот корабль, то такой результат его не удовлетворит. Ведь это не оригинальный корабль!
Логично, что одно и тоже в разных системах отсчета может быть разным. Взять хотя бы простой пример. 10 тысяч рублей большая сумма? Ну, неплохая. Можно положить в копилку, добавить что-то и купить хорошую бытовую технику. Или организовать застолье.
Если спросить олигарха - он не обратит на эту сумму никакого внимания. Это его заработок в минуту. Пока он сходит перекурить - заработает в пять раз больше.
А вот для многих жителей Африки - это сумма в 100+ долларов. Или - месячный доход всей семьи.
Конечно, взгляд на эту проблему зависит от мировоззрения самого человека. Поэтому единого решения не существует.
Но, в целом, большинство философов склоняется к тому, что "обновленный" корабль можно также считать кораблем Тесея. Если Тесей по нему ходил, управлял, оставил о себе память.
Если же мы поставим во главу угла именно доски, как кирпичики для создания корабля, то дойдем до крайнего нигилизма. Получится, что реально существуют только элементарные частицы. А объекты, собранные из них, всего лишь иллюзия.
Подобные концепции существуют. Но какой-то практический и конструктивный эффект из нее извлечь невозможно. И мы всегда будем заходить в логический тупик.
Да и мы сами понимаем, что несмотря на все замененные клетки, на полученный новый опыт и знания, остаемся самими собой. А значит наш внутренний опыт солидарен с мнением Аристотеля и показывает, что суть предмета важнее материи, входящих в него частей. По крайней мере, когда идет вопрос о личности.Источник: "Популярная наука"
Разгадка парадокса
Чтобы его разгадать, надо определиться с понятием «тот же». Давайте посмотрим, как разные философы решали этот парадокс, исходя из своих мировоззренческих взглядов:
Корабль один, время разное
Два корабля, несмотря на то, что физически идентичны, существуют в двух разных временах. А каждое время - это уникальное «событие». Поэтому считать их одним и тем же - нельзя
Такое решение парадокса предложит философ Гераклит. Автор знаменитой фразы:
«В одну реку нельзя войти дважды»
Суть важнее
Аристотель считал, что у каждого предмета в этом мире есть форма, материал и суть вещи. Материал - это вторичное и менее значимое. Он в целом заменим. Суть же остается важной и неизменной.
Поэтому, с точки зрения философии Аристотеля, корабль остается одним и тем же.
Тождество
Томас Гоббс (XVI век):
Части корабля - это фактические кусочки материи, которые участвовали в плавании Тесея. А значит, корабль может ассоциироваться с ним
Современный взгляд на проблему
Здесь, как это часто бывает в философии (да и в физике) - всё зависит от угла зрения.
«Люди, которые плавали на корабле, скажут: «Да, это один и тот же корабль! Мы плавали на нем годами. И мы просто продолжаем его чинить», - считает Майкл Ри, директор Центра философии в университете Нотр-Дам
Если же посмотреть на этот корабль глазами коллекционера, который заплатит огромные деньги за этот корабль, то такой результат его не удовлетворит. Ведь это не оригинальный корабль!
Мифический Минотавр был побежден Тесеем
Логично, что одно и тоже в разных системах отсчета может быть разным. Взять хотя бы простой пример. 10 тысяч рублей большая сумма? Ну, неплохая. Можно положить в копилку, добавить что-то и купить хорошую бытовую технику. Или организовать застолье.
Если спросить олигарха - он не обратит на эту сумму никакого внимания. Это его заработок в минуту. Пока он сходит перекурить - заработает в пять раз больше.
А вот для многих жителей Африки - это сумма в 100+ долларов. Или - месячный доход всей семьи.
Конечно, взгляд на эту проблему зависит от мировоззрения самого человека. Поэтому единого решения не существует.
Но, в целом, большинство философов склоняется к тому, что "обновленный" корабль можно также считать кораблем Тесея. Если Тесей по нему ходил, управлял, оставил о себе память.
Если же мы поставим во главу угла именно доски, как кирпичики для создания корабля, то дойдем до крайнего нигилизма. Получится, что реально существуют только элементарные частицы. А объекты, собранные из них, всего лишь иллюзия.
Подобные концепции существуют. Но какой-то практический и конструктивный эффект из нее извлечь невозможно. И мы всегда будем заходить в логический тупик.
Да и мы сами понимаем, что несмотря на все замененные клетки, на полученный новый опыт и знания, остаемся самими собой. А значит наш внутренний опыт солидарен с мнением Аристотеля и показывает, что суть предмета важнее материи, входящих в него частей. По крайней мере, когда идет вопрос о личности.Источник: "Популярная наука"
Опубликовано 09 июля 2023
Комментариев 0 | Прочтений 2808
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: