Факты о Масленице, о которых мало говорят
Факты о Масленице, о которых мало говорят
Что мы знаем о Масленице? Блины, ярмарки, сожжение чучела, гуляния, лазания по столбам, кулачные бои, катание на санях. Восточные славяне отмечают этот веселый праздник с давних времен. Он является классическим примером соединения христианства и славянского язычества. С одной стороны, масленичная неделя - это подготовка к Великому посту. С другой - Масленица наполнена явно языческими ритуалами, которые наш народ хранил веками. В этой статье я хочу рассказать вам о малоизвестном аспекте Масленицы, о котором почти ничего не говорят. И это понятно, ведь Масленица таит в себе удивительную русскую традицию, которая не вмещается в рамки так называемых "традиционных ценностей", о которых нам вещают в церкви и на госканалах. Ссылаться я буду на статью этнографа Светланы Ситниковой, которая вместе с исследовательской группой изучала масленичные обычаи в Тверской области по воспоминаниям старожилов. Это удивительный материал, который я советую прочесть каждому, чтобы расширить свои представления о традиционной культуре русского народа...

Два аспекта Масленицы

Ситникова описывает в статье ритуальные бесчинства в тверской масленичной обрядности, которые воспроизводят две разные возрастные группы: молодежь и взрослые (зрелые и пожилые).

Начнем с молодежи. Забавно, но масленичные проказы молодежи в меньшей степени выбиваются из нормативного поведения русских людей в повседневности, чем озорство взрослых.

Кража предметов быта

Чтобы понять смысл ритуального масленичного воровства, нужно иметь в виду, что масленичный период - это время хаоса, когда люди прощаются со старым годом (раньше славяне отмечали новолетие в марте). Люди собирали разный мусор, ненужные вещи и хворост для огромного праздничного костра. Молодежь в свою очередь использовала сакральное время праздника и воровала деревянные предметы быта: колеса телег, сани, сено, дрова, корзинки и прочее.

Хозяева вещей не видели в этом проблемы, так как предметы становились частью сакрального времени и пространства. Они были будто магическими. Молодежь использовала их не для наживы, но с целью увеселения. Вот как это описывают старожилы:

«Брали сани без спроса и катались, и всегда не возвращали на место, а где катаются, там и оставят. С горок катались. Возок увезем, покатаемся и бросим», - Малинина Валентина Ивановна, 1925/2010 гг., д. Усаново, Вышневолоцкий район

«Пойдешь вот, которые из дома дрова, или у соседа украдешь. Знаешь, было, не ругались хозяева раньше в масленицу», - Караваева Елена Васильевна, 1910/2006 гг., д. Сывороткино, Торжокский район

«Девок солить»

Второй обычай молодежного аспекта Масленицы связан с действом под названием «девок солить» или «редьку таскать». Парни брали снег и закидывали его под подол девушкам, могли их просто бросать в сугробы. Этот инициационный ритуал символически наполнял девушек энергией плодородия (окунание в воду/снег), а парни таким образом утверждали в себе мужское начало через игровое насилие в отношении противоположного пола. Чем больше "солились" или "наполнялись редькой" девушки, тем почетнее они становились.

«Девок «солили», чтобы не протухли, под подол снега старались насыпать», - Бахов Дмитрий Ильич, 1931/2009 гг., д. Чуриково, Торжокский район

«На Масленицу девок «солили» - в снег зарывали; уронишь и зарываешь, немножко попудришь», - Орлов Сергей Алексеевич, 1928/2011 гг., д. Сухая Нива / с. Лукьяново, Осташковский район

«Редьку таскали» на Великий пост - ребята девок бросали в снег», - Нилова Надежда Арсеньевна, 1930/2011 гг., с. Лукьяново, Осташковский район

Озорство над стариками

Еще одно проявление молодежного масленичного бесчинства связано с проказами над пожилыми людьми. Традиционная культура предписывает чтить старшее поколение, однако масленичный период позволяет слегка нарушить норму. К примеру, молодые могли беспокоить стариков, скрипя стеклом, которое они клали на трубу дома. Тем самым они вовлекали старых людей в праздничное пространство, пусть и посредством шалостей. Вторая практическая польза нарушения нормы в отношении старших - приобретение молодыми навыка принятия решений в экстренной ситуации.

«Конечно, шумно было, весело. Кто-то должен созорничать. Кому трубу закроют в хаты, то дверь привяжут», - Костюкова Анна Яковлевна, 1928/2006 гг., г. Торжок

«Озорничали, делали колотушки: в подпол залезут и жердиной стучат», - Сиротина Анна Владимировна, 1929/2009 гг., д. Дедково, Торжокский район

Ритуальные бесчинства взрослых
Теперь самое интересное - каким же образом зрелые и пожилые люди позволяли себе озорничать? Это может удивить, так как их бесчинства связаны с запретной для христианской телесности деятельностью. Такие действа называли словом "чудить". Вот что передает жительница деревни Копыряне Торжокского района:

«Дед был скоморох и прадед тоже скоморох, любили чудить… На Масленицу женщины справлялись ряжеными в мужиков (с морковкой), чудили…», - Лоскутова Мария Николаевна, 1929/2006 гг., д. Копыряне, Торжокский район

Обратите внимание на слова: "женщины справлялись ряжеными в мужиков (с морковкой)". Речь идет о том, как женщина переодевалась в мужчину и надевала морковку на "срамное" место. Представьте, если подобное произойдет в современных городских условиях. Что сделают с этой женщиной? И речь идет не о "юродивых", которые круглогодично могут творить асоциальные вещи. Это обычные взрослые и степенные люди, которые позволяли себе менять гендерную роль в масленичный период.

Другие примеры также могут удивить:

«Век не забуду, как одна женщина (тетя Васеня, лет 50 ей было, из Междуречья) на Масленицу нарядилась мужчиной, рядом с девушкой гуляет. А впереди у нее спринцовка, клизма пристроена. Идет-идет, а потом как развернется и брызгает водой на всех. Зайдет в любой дом, воды опять наберет — и порядок. А девушка с ней рядом, как будто невеста», - Шамаева (Калинина) Мария Михайловна, 1936/2011 гг., д. Междуречье, Осташковский район

«Одна старая женщина, срядчая, привязала конный «пальчик» между ног и бежит, а людям смешно. Ночью в окошко постучит, сажей намазавши. Палками стучали: «Маскируй коня!» Вот так чудили», - Пушкина Антонина Николаевна, 1931/2011 гг., с. Лукьяново, Осташковский район

Столь непристойные шутки пожилых людей можно объяснить тем, что они производили заклинания плодородия, символически научая молодых. Помимо инициационного характера эти обычаи были проявлением сакрального беспорядка, хаоса, который к концу масленичной недели приводил мир (бытие) к обновленному порядку, к новой жизни (весна как время возрождение жизни).

Надеюсь, данная статья была для вас полезной, уважаемые читатели. Важно учитывать, что ритуальные масленичные бесчинства не ограничиваются Тверской областью, подобное происходило (может происходит до сих пор, по крайней мере в сельской местности) в других регионах.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 22 февраля 2023 Комментариев 0 | Прочтений 1074

Ещё по теме...
Добавить комментарий