В чем был грех Онана
Христианство и иудаизм осуждает грех малакии, ссылаясь на ветхозаветный сюжет об Онане, сыне Иуды. Иуда поженил Онана с Фамарью, которая до этого была женой старшего брата Онана - Ира. Но Онан не хотел пользоваться женой умершего брата, так как потомство от Фамари было бы не его: "Но Онан знал, что потомство будет не его, и поэтому всякий раз, ложась с женой брата, он изливал семя на землю, чтобы не произвести потомства для брата" (Бытие 38:9).
Из-за неисполнения долга Бог убил Онана, как и первого сына Иуды.
Древняя израильская практика левиратного брака (йибум) требовала, чтобы Онан женился на вдове старшего брата и родил ребенка, который носил бы имя Ира:
Тогда Иуда сказал Онану: "- Ты должен лечь с женой брата и исполнить долг деверя: произвести потомство для брата" (Бытие 38:8).
Вместо этого Онан проливал семя. Это единственный текст в Библии, в котором обсуждается пролитие семени. Здесь грех Онана заключается не в пролитии семени как таковом, а в эгоистичном нежелании иметь ребенка, который не принадлежал бы ему. Данное преступление против покойного брата и семьи приводит к тому, что бог Яхве лишает его жизни.
В апокрифической ветхозаветной Книге Юбилеев в 41 главе повторяется сюжет про Онана. Бог злится на второго сына Иуды из-за его проступка и убивает его.
Древнеиудейские интерпретации
Древнеиудейский философ Филон Александрийский, комментируя сюжет в книге "О последующем и изгнании Каина", также отмечает эгоизм Онана, а не факт пролития семени:
Затем Филон осуждает Онана, так как он променял воспитание детей, заботу о жене и семье, почтение к старшим и прочие ценности - на наслаждение. Однако философ не осуждает Онана за пролитие семени.
В мидрашах, Вавилонском и Иерусалимском талмудах отмечается, что грех Онана заключается не в пролитии семени, а в отказе сделать Фамарь беременной. Это подтверждает Мидраш Агадол, где объясняется проступок Ира, из-за которого Бог его убил:
Но уже в Вавилонском талмуде возникает спор о том, что само по себе прерывание не есть что-то хорошее, даже если жена кормит ребенка грудью:
В Каллах Раббати грех Онана связывается в том числе с пролитием семени, так как именно это стало причиной Всемирного потопа:
Таким образом, в период поздней античности происходит изменение отношения к проблеме Онана. Теперь это не просто попытка избежать беременности, но также излишняя трата семени. В дальнейшем данное отношение к малакии утвердилось в христианстве.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Онан и Фамарь
Древнеиудейские интерпретации
Древнеиудейский философ Филон Александрийский, комментируя сюжет в книге "О последующем и изгнании Каина", также отмечает эгоизм Онана, а не факт пролития семени:
"Ибо сказано: Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю (Быт.38:9), перейдя все границы в любви к себе и любви к удовольствиям"
Затем Филон осуждает Онана, так как он променял воспитание детей, заботу о жене и семье, почтение к старшим и прочие ценности - на наслаждение. Однако философ не осуждает Онана за пролитие семени.
В мидрашах, Вавилонском и Иерусалимском талмудах отмечается, что грех Онана заключается не в пролитии семени, а в отказе сделать Фамарь беременной. Это подтверждает Мидраш Агадол, где объясняется проступок Ира, из-за которого Бог его убил:
"Они сказали, что Фамарь была дочерью Сима, сына Ноя, и что она была чрезвычайно красива. Как только Ир женился на ней, он сказал (себе): "Теперь она родит и станет непривлекательной". Что он сделал? Он оставил поле и пахал на крыше"
Но уже в Вавилонском талмуде возникает спор о том, что само по себе прерывание не есть что-то хорошее, даже если жена кормит ребенка грудью:
"Они привели этот противоречивый отрывок: "Все 24 месяца [кормления грудью] он должен молотить внутри и выплескивать наружу" - это слова рабби Элиэзера. [Мудрецы] сказали ему: "Но это дело рук Ира и Онана"
В Каллах Раббати грех Онана связывается в том числе с пролитием семени, так как именно это стало причиной Всемирного потопа:
"И там говорится о поколении потопа (Бытие 6:12): "ибо всякая плоть расточала свой путь по земле"
Таким образом, в период поздней античности происходит изменение отношения к проблеме Онана. Теперь это не просто попытка избежать беременности, но также излишняя трата семени. В дальнейшем данное отношение к малакии утвердилось в христианстве.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 20 декабря 2022
Комментариев 1 | Прочтений 1944
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Вячеслав
21 декабря 2022 02:25:24
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: