Медуза Горгона: как красавица превратилась в чудовище
Медуза Горгона: как красавица превратилась в чудовище
Медуза - одна из самых популярных фигур греко-римской мифологии. Знаменитая история о Медузе гласит, что когда-то она была необычайно красивой женщиной, но затем ее взял силой бог Посейдон в храме богини Афины. Афине было противно осквернение ее храма, поэтому она прокляла Медузу, превратив ее волосы в змей. Также она сделала так, что любой, увидевший ее лицо, мгновенно превращался в камень. В конце концов Медузу обезглавил герой Персей. Однако эта история радикально отличается от той, с которой были знакомы древние греки. В старейших сохранившихся источниках мифа Медуза изначально была чудовищем, способным одним взглядом превращать людей в камень. Ее не обижал Посейдон, а Афина не проклинала..."

История Медузы у Гесиода

История Персея и Медузы, по известным источникам, возникла в период 1200-800 гг. до н.э. Неясно, как именно возникла эта история. Голова Медузы изначально была апотропическим (отгоняющим) символом, предназначенным для защиты от зла. Миф о Персее и смерти Медузы могли придумать специально для объяснение страшного лика чудовища. Но сложно сказать, что именно появилось раньше.

Самая древняя из сохранившихся версий мифа о Персее и Медузе взята из поэмы "Теогония", которая была написана примерно в VIII веке до н.э. древнегреческим поэтом Гесиодом.

Бюст, приписываемый Гесиоду
Бюст, приписываемый Гесиоду

У Гесиода Медуза и две ее сестры являются потомками морских божеств Форкия и Кето. Гесиод отмечает, что сестры Медузы Сфено и Эвриала были бессмертны, но она по какой-то причине родилась смертной. Все три сестры названы горгонами. Горгона переводится как "ужас". Так Гесиод описывает связь Медузы с черноволосым Посейдоном:

"Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были
Обе другие. Сопрягся с Медузою той Черновласый
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных.
После того как Медузу могучий Персей обезглавил,
Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий"

Гесиод говорит, что Медуза вступила в половую связь с Посейдоном без какого-либо насилия. Это произошло "средь весенних цветов благовонных", а не в храме Афины.


Ранние изображения Медузы

Гесиод ничего не говорит о внешности Медузы. Однако мы можем воссоздать некоторое представление о ней, исходя из древних изображений.

Самое раннее из сохранившихся идентифицируемых изображений Медузы в искусстве - это барельеф с пифоса (большого керамического сосуда), датируемый VII веком до н.э. На рельефе изображен Персей, схвативший Медузу за волосы.

Персей в крылатых сандалях отводит вз...
Персей в крылатых сандалях отводит взгляд, убивая Медузу, изображенную здесь в виде женщины-кентавра

На Персее крылатые сандалии, он отворачивается от Медузы, чтобы избежать ее смертоносного взгляда. У Медузы выпученные глаза и клыки. В ее волосах не видно змей, но она выглядит как кентавр.

Рождение канонической Медузы

В более позднем греческом искусстве Медузу начинают изображать в более узнаваемой для нас форме. Греки изображали ее очень часто, чтобы защитить себя и свои дома.

С VI века до н.э. Медузу изображали иногда с бородой, выпученными глазами, пухлыми щеками, огромным языком, длинными клыками, крыльями и змеями вместо волос.

Ее образ напоминает древнеегипетского бога Беса, который тоже служил защитником жилищ и людей. О нем я писал отдельную статью, ссылка будет в конце.

Изображение Медузы, VII-VI век до н.э...
Изображение Медузы, VII-VI век до н.э., Сиракузы

С V века до н.э. чудовищ стали изображать более человечными. Медуза теряет пугающие черты лица, теперь она больше похожа на женщину со змеями на голове.

Терракотовый сосуд V века до н.э.
Терракотовый сосуд V века до н.э.

Переосмысление Медузы у Овидия

Древнегреческие авторы после Гесиода рассказывали свои собственные версии мифа о Медузе. Однако самая ранняя известная версия мифа, в которой Посейдон берет Медузу силой в храме Афины, а Афина в наказание превращает ее в чудовище со змеевидными волосами, взята из "Метаморфоз" Овидия (I век до н.э.). Так происходит римское осмысление греческого мифа.

Овидий писал почти через 700 лет после Гесиода и в совершенно ином культурном контексте. Он не был заинтересован в том, чтобы просто пересказывать классические мифы в точности так, как он их слышал. Он хотел придать им собственный творческий оттенок.

Овидий
Овидий

Из названия его труда становится понятно, что он пишет о физических преобразованиях - "Метаморфозах". Овидий рассказывает истории о людях и божествах, превращающихся в животных и растения. История превращения Медузы в страшного монстра со змеиными волосами хорошо вписывается в общую тему поэмы. Овидий является римским автором, поэтому он использует римские имена божеств - Минерва (Афина) и Нептун (Посейдон).

Овидий не рассказывает миф о Медузе в точном хронологическом порядке. Вместо этого он начинает историю, когда Персей уже убил Медузу и улетает с ее отрубленной головой. Герой встречает прикованную к прибрежной скале Андромеду, прекрасную незамужнюю дочь царя Кефея и царицы Кассиопеи. Андромеда отдана в жертву Кету, но Персей освобождает деву и убивает чудовище.


Родители Андромеды отдают ее в жены Персею. На свадьбе героя спросили, как он смог убить Медузу. Он поведал им историю о прекрасной деве с самыми красивыми волосами. Она служила в храме Минервы. Боги любили таких, поэтому ею силой овладел Нептун прямо в храме. За это Минерва покарала бедную девушку, превратив ее волосы в змей.

Почему Минерва у Овидия наказывает Медузу

Чтобы понять, почему Минерва подвергает Медузу такому мучительному наказанию, важно учитывать контекст того времени. Древние греки и римляне не считали своих богов моральными образцами для подражания. Они были могущественными существами, поэтому им не было дела до человеческой морали. Похищение и насилие над красивыми людьми - забава богов мужского пола. Никто из людей не мог привлечь их к ответственности за содеянное, поэтому они творили все, что хотели. Боги есть боги.

Минерву нисколько не волнует, что Нептун взял силой Медузу. Для нее действия бога не являются преступными. Она наказывает смертную женщину за то, что та не по своей воле осквернила храм.

Люди в Древней Греции и Риме обычно считали, что смертный, вступающий в любую форму половой связи внутри храма или другого священного места, совершал серьезное святотатство и богохульство по отношению к богу. Так, богиня Кибела превратила в львов Аталанту и Гиппомена за то, что они возлежали в ее храме.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 15 декабря 2022 Комментариев 0 | Прочтений 925

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия