Кто такие ассасины? От "курильщиков" до председателей Лиги Наций
Кто такие ассасины? От "курильщиков" до председателей Лиги Наций
Массовый интерес к ассасинам произошел после выхода культовой игры Assassin's Creed, в которой игрок действует от имени сирийца-ассасина Альтаира в период Третьего крестового похода. Однако в игре не проясняется вероисповедание ассасинов, им только приписывается нигилистическое кредо с весьма размытыми формулировками. Кем же были ассасины на самом деле?

Термин "ассасин"

Термин "ассасин" происходит от арабского "хашишиах" (потребители гашиша), использовался для обозначения последователей низаритского направления шиитов-исмаилитов.

В своем первоначальном виде, примерно с 12 века, это название использовалось теми, кто враждебно относился к сирийским исмаилитам, поэтому их пытались заклеймить за предполагаемое употребление наркотика.

Низаритский имама Мухаммед III, иллюс...
Низаритский имама Мухаммед III, иллюстрация из "Путешествий Марко Поло"

Впоследствии легенды об ассасинах перекочевали в Европу благодаря летописцам крестовых походов и путешественникам, таким как Марко Поло. Их описывали как религиозный "орден убийц", которым управлял "горный старец", подстрекающий своих адептов к убийствам с помощью наркотиков и обещаний о рае. Поэтому в Европе низаритский исмаилизм долгое время обозначали термином "Орден ассасинов".

История низаритского исмаилизма

Низаритское направление исмаилизма возникло в результате спора о престолонаследии после смерти фатимидского исмаилитского имама и халифа Маада аль-Мустансира Биллаха в 1094 году. Те, кто присягнул на верность его старшему сыну Низару, обосновались в различных частях Ирана и Сирии.

В Иране низариты столкнулась с могущественным противником - суннитами сельджуками. Помимо политического противостояние на низаритов ополчились мусульманские теологи-сунниты, среди которых был знаменитый сельджукский теолог аль-Газали. Атмосфера угрозы усилила изоляционизм низаритов и побудила их к прямым политическим действиям против лидеров сельджукского государства, что, в свою очередь, привело к дальнейшему ожесточению настроений суннитов против них.

Центром "ассасинов" была крепость Аламут на севере Ирана, которую захватил в 1090 году сторонник имама Низара - Хасан ибн Саббах. Именно он считается основателем Низаритского государства, также известного как Аламутское государство.

Реконструкция внешности Хасана ибн Са...
Реконструкция внешности Хасана ибн Саббаха, XIX век

С 1094 года Саббах выступал как представитель Низара, так как тот был в бегах в Африке. Саббах развил сеть подконтрольных крепостей на севере Ирана и Сирии. Государство процветало более 150 лет, пока не столкнулось с мощью монгольского нашествия, которое привело к широкомасштабной резне исмаилитов.

Взятие крепости Аламут
Взятие крепости Аламут

"Ассасинов" продолжали преследовать в Иране и Сирии после падения государства. Низаритские источники говорят о непрерывной смене имамов в разных частях Ирана и появлении в 15 веке новых общин в Индии и Центральной Азии.

Возрождение низаритов началось в первой половине 19 века, когда шах Ирана Фетх Али-шах присвоил своему зятю (имаму низаритов) Абу аль-Хасану титул Ага-Хана (властитель). В тот момент Хасан управлял иранским городом Керман.

Интриги при иранском дворе вынудили Ага-хана I эмигрировать в Индию, где под британской защитой он основал штаб-квартиру в Бомбее в 1848 году. В 20 веке при его внуке Ага-Хане III началась модернизация общины путем создания школ, амбулаторий, больниц, жилищных обществ, организаций социального обеспечения и создания коммунальных административных структур. Он также участвовал в политических, социальных и благотворительных мероприятиях в поддержку индийских мусульман. Его роль в общественной жизни привела к избранию на пост председателя Лиги Наций в 1937 году.

Ага-Хан III с одной из жен
Ага-Хан III с одной из жен

В наше время низаритов возглавляет 49-й имам Ага-Хан IV. Он родился в Швейцарии, выступал от Ирана в качестве лыжника на Олимпийских играх в 1964 году. Учился в Гарварде, специализировался на истории ислама. Имеет множество наград от разных стран.

Учение низаритов

Продолжая излагать шиитско-исмаилитское видение ислама, разработанное при Фатимидах, низариты придают особое значение принципу "та-лим" (образование, обучение) - авторитетному учению, а также космическому и метафизическому значению имама, роль которого заключалась в передаче этого учения. Однако из-за недостаточности источников нам мало известно о содержании данного учения.

В 1164 году 23-й низаритский имам Хасан II созвал собрание в крепости Аламут и провозгласил себя видимым имамом. Идея "скрытого имама" распространена в шиизме. Низариты считают, что после смерти имама Низара в 1095 году его потомки стали "скрытыми имамами". Хасан II сделал серьезный шаг в укреплении своей власти, объявив себя "раскрытым" имамом, который находился вне поля зрения в течение 70 лет. Событие известно как "кияма".

После киямы началась реформа учения низаритов. Изменилось понимание пяти столпов ислама в сторону эзотеризма. Месячный пост в рамадан сменился на годичное подчинение собственной воли божественной. Вместе пятикратной молитвы низарит теперь должен молиться постоянно, помня о Боге и своем подчинении имаму. Отныне божественная истина, даруемая имамом, открыта низаритам, теперь они избранные Аллаха, которые обязательно попадут в рай при соблюдении слов имама.

Целью религиозной жизни низаритов является непрерывное стремление к внутреннему совершенствованию и переходу на более высокие уровни духовного роста и понимания. В этом смысле низариты чем-то напоминают суфиев.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 02 декабря 2022 Комментариев 0 | Прочтений 660

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия