Пиранези - фотограф XVIII века? Что говорят исследователи
Пиранези - фотограф XVIII века? Что говорят исследователи
Вы замечали, что историки начинают уходить от темы, когда слышат фамилию Пиранези? Ведь его странные, невероятно детальные рисунки граничат на уровне с фотографией. И если это действительно снимки, то вся их история будет трещать по швам. Сегодня мы не будем рассматривать творчество "художника" а попытаемся понять, рисовал ли он картины на самом деле или же он владел иной технологией. А если вы не знаете кто он такой, то вот краткий ликбез...

Джовани Батиста Пиранези родился в 1720 году. Сын каменотеса прославился своими гравюрами на медных пластинах, на которых изображены руины гигантских построек. Возле руин изображались люди, для которых эти декорации были слишком большими. А также останки гигантских существ... Официалы назвали этот жанр искусства – капризом.


Любят они давать такие название, чтобы у вас сразу складывалась мнение о человеке

Причем способ рисования у него далеко не самый легкий.

Офорт – нехитрый тип гравировки на медной пластине, поверхность которой обрабатывалась кислотами. Сперва на пластину наносили специальный лак. Затем мастер выцарапывал рисунок. После чего с помощью азотной кислоты выцарапанные ямки углублялись. Таким образом получалась пластина с отпечатком. Кстати, газеты раньше печатали примерно таким же способом и называли его "фотогравюра"


Рисовал бы свои фантазии на бумажках, но нет. Он хотел славы и поэтому выбрал более трудоемкий, практически вечный способ фиксации изображения.

Более подходящее название для его работ – калькография. Калько – медь и графо – пишу. Но так у вас могут возникнуть ассоциации со словом фотография

В 1738 году под руководство Ватикана была организованна выставка калькографии. На ней были собраны многие работы художников. Однако позже выставка сменила профиль и стала центральным институтом графики. Выставки ушли на второй план. Их главной задачей была скупка фантазий Пиранези, чтобы хранить их все в одном месте

Они скупили все "капризы" Художника - а это около 1500 гравюр на медных листах. И если верить официалам, за свою короткую жизнь он делал по гравюре в неделю. Довольно высокая производительность, согласны? И ведь он еще был архитектором и археологом.

Так почему же у исследователей есть основания полагать, что что Пиранези был фотографом?

Дело в том, что в его эпоху уже было известно такое устройство, как – Камера-обскура. О ней писал Аристотель и Да Винчи. В 16 веке камеру усовершенствовали, вставив в нее линзу. Правда, историки говорят, что глупые люди не знали, как заставить камеру фотографировать. Поэтому они просто обрисовывали изображение карандашом.


Но если предположить, что Пиранези знал состав фоторезиста, то все становится понятно, включая его высокую производительность.

Также, есть одна особенность, по которой определяют способ изготовления гравюр – след от инструмента, которым скребли металл.

При работе острыми наконечниками остаются треугольные следы с разной степенью заглубления.


А вот на гравюрах, созданных при помощи воздействия света на фоторезист таких следов нет. И при сильном увеличении видны круглые точки - И как говорят исследователи, именно они встречаются на гравюрах Пиранези.


Историки расскажут вам, что впервые сделать фото удалось в 1826. Но лично я лучше поверю своим глазам.Источник: "История Х"
Опубликовано 04 сентября 2022 Комментариев 0 | Прочтений 5496

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия