Дети - это люди? Что говорит Ветхий Завет
Дети - это люди? Что говорит Ветхий Завет
Помните историю из Библии, когда Бог решил наказать египтян за то, что фараон не выпускал из плена еврейский народ? В Библии эти события описаны как 10 казней. Десятая казнь была самой показательной - Бог убил египетских первенцев. Почему израильтяне воображали, что их божество Яхве может убивать детей за грехи, которых сами дети не совершали? Если они думали, что детей можно убивать за преступления других, думали ли они вообще, что дети были людьми?

В данном случае под словом "человек" нужно понимать не биологическое существо, а личность, то есть человека, который ценен сам по себе, который ценен лишь потому, что уже является индивидом. Речь не об экономической ценности, но о социальной, о той, которая формируется в отношениях с другими людьми.

Помимо случая с 10 казнями есть еще один стих в Библии, который показывает статус детей в обществе. Это вторая заповедь декалога (10 заповедей), в которой сказано, что дети наказываются Богом за грехи отцов:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода... (Исход 20:5)

Моисей с 10 заповедями
Моисей с 10 заповедями

Либо израильтяне, написавшие это, не видели в детях личностей, либо их представление о личности было коллективным, что позволяло наказывать детей за грехи родителей.

А как насчет жертвоприношений детей? Есть библейские стихи, которые осуждают эту практику:

Пусть не будет среди вас того, кто приносит в огненную жертву своего сына или свою дочь. (Второзаконие 18:10)

Но вместе с этим есть стихи, в которых жертвоприношение рассматривалось как норма:

Но никто не может ни продать, ни выкупить ничего из того, чем он владел и что посвятил Господу по обету, будь то человек, животное или наследная земля... Человека, который был посвящен по обету, выкупить нельзя; его нужно предать смерти. (Левит 27:28-29)
Господь сказал Моисею: — Посвяти Мне каждого первенца, что родится у детей Израиля, — первый плод материнского чрева, — от человека до скота. (Исход 13:1-2)
Не медли совершать приношения из твоих амбаров и кувшинов. Отдавайте Мне первенцев из своих сыновей. Отдавайте Мне первородное из крупного и мелкого скота. Пусть животные остаются семь дней с матерью, а на восьмой день отдавайте их Мне. (Исход 22:29-30)

Авраам приносит сына Исаака в жертву ...
Авраам приносит сына Исаака в жертву Богу

Если часть израильтян считали, что детей следует приносить в жертву, то это свидетельствует о том, что для них дети были не совсем людьми. Доказательством этого служит также то, что родители могли продавать детей в рабство, чтобы расплатиться с долгами.

Если человек продаст дочь в рабство, то она не должна освобождаться из рабства, как рабы-мужчины. (Исход 21:7)

Родитель мог выдать свою дочь насильнику за выкуп, а сына-пьяницу казнить:

Они должны сказать старейшинам: «Наш сын упрям и непокорен, не слушает нас, только объедается и напивается». Тогда пусть все жители города забьют его камнями до смерти. (Второзаконие 21:20-21)

Для израильтян было допустимо съесть своих детей во время сильного голода, о чем повествуют Иезекииль и Иеремия:

Взгляни, Господи, и посмотри, с кем Ты когда-либо поступал так, чтобы женщины ели своих детей, младенцев, вскормленных ими? (Плач Иеремии 2:20)

Сам Бог готов довести израильтян до такой степени, что они начнут есть своих детей:

Если и после этого вы не станете слушать Меня и останетесь Мне врагами, то и Я стану вам врагом и в гневе накажу вас за ваши грехи в семь раз сильнее. Вы будете есть плоть своих сыновей и дочерей. (Левит 26:27)

Убийство детей, продажа детей, поедание детей - мрачное зрелище. Да, иметь потомство было очень важно для израильтян, и большим горем являлась потеря потомства. Однако в социальном плане дети не были личностями для израильтян, даже половозрелые должны были подчиняться родителям. Как показано выше, сына-пьяницу могли побить камнями за непослушание.


Древние евреи рассматривали детей как подчиненных низкого уровня, подчиняющихся желаниям и прихотям родителей, обычно отцов. В худшем случае они не воспринимались как личности. Примечательно, что смерть нерожденного ребенка компенсировалась деньгами:

Если дерущиеся мужчины ударят беременную женщину и она преждевременно родит, но другого вреда не будет, то с обидчика нужно взыскать все, что потребует муж и позволит суд. (Исход 21:22)

Таким образом, дети в древнем израильском обществе не были полноценными людьми. Их статус менялся только после приобретения важной социальной роли и физической зрелости.

Сложно позавидовать детям, чьи родители руководствуются предписаниями Ветхого Завета в воспитании своих чад...Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 16 июля 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1869

Ещё по теме...
Добавить комментарий