Тайна 1000-летней мумии китайского монаха, спрятанной в статуе
Тайна 1000-летней мумии китайского монаха, спрятанной в статуе
Несколько десятилетий назад, когда голландский частный коллекционер приобрел золотую статую Будды, он и не подозревал, какой сюрприз таится внутри...

Статуя из папье-маше размером примерно с сидящего человека, покрытая лаком и золотой краской, имеет темную историю. Вероятно, она веками хранилась в монастыре на юго-востоке Китая, прежде чем была вывезен из страны во время Культурной революции. Бурный период социальных потрясений в коммунистическом Китае начался в 1966 году, когда председатель Мао Цзэдун призвал граждан конфисковывать собственность, демонтировать системы образования и нападать на «буржуазные» культурные учреждения.

Во время реставрационных работ в 1990-х годах было установлено, что статуя не была ни цельной, ни полой. Когда реставратор снял статую с деревянной платформы, он заметил две подушечки с китайскими надписями, лежащие под коленями статуи. При снятии подушек были обнаружены человеческие останки.

Научные исследования показали, что древняя буддийская статуя содержит внутри себя прекрасно сохранившиеся останки мумифицированного монаха возрастом 1000 лет. Помимо возможного примера самомумификации, статуя считается единственным подобным примером в мире.

Компьютерная томография золотой стату...
Компьютерная томография золотой статуи (1000-летний мумифицированный монах, спрятанный в статуе - CNN)

Исследователи полагают, что в статуе находится тело буддийского мастера по имени Люцюань, который, возможно, практиковал традицию «самомумификации», чтобы добраться до места своего последнего упокоения. Сидя в позе лотоса, монах, как полагают, уморил себя голодом в акте крайней духовной преданности, а произошло это в Китае или Тибете в 10 веке.

Монахи нередко практиковали самомумификацию, но найти мумифицированного монаха внутри статуи – это действительно необычно. Для монаха, который хотел достичь просветления и быть почитаемым как «живой Будда», самомумификация была единственным вариантом.

Эта практика также была широко распространена в Японии, начиная примерно с 11 века и продолжаясь до тех пор, пока не была запрещена в 19 веке.

У историков есть представление о том, как Люцюань начал свое духовное «превращение».

Существует 3000-дневный «тренировочный» процесс превращения тела обычного аскета в мумию – сокушинбуцу. Ключевым элементом процесса является диета. Японские аскеты обычно воздерживались от злаков, исключая пшеницу, рис, просо, соевые бобы. Вместо этого они ели орехи, ягоды, сосновые иголки, кору деревьев и смолу (именно поэтому диета сокушинбуцу называлась мокудзикё, или «поедание деревьев».


Со временем диета становилась более строгой, лишая организм питательных веществ и устраняя жир и влагу, которые могли способствовать разложению организма после смерти; рентгеновские снимки сокушинбуцу даже показали речные камни в кишечнике мумий

Помимо потери веса, некоторые особенности диеты могли помочь сохранить тело после смерти. Например, определенные виды трав и токсичные орехи саговника, возможно, подавляли рост бактерий. Говорят, что по крайней мере некоторые сокушинбуцу пили чай, приготовленный из уруши, сока Toxicodendron vernicifluum, который обычно используется для изготовления лака. Уруши мог действовать как своего рода бальзамирующая жидкость, делая тело токсичным для потенциальных плотоядных микроорганизмов.

Как только аскет был готов попытаться стать сокушинбуцу, он входил в крошечную погребальную камеру и был похоронен заживо, с небольшим отверстием для доступа воздуха внутрь камеры. Там он сидел, повторяя сутры и звоня в колокольчик, чтобы показать, что он все еще жив. Как только колокольчик переставал звонить, камеру полностью запечатывали. Через три года ее снова открывали, чтобы проверить, была ли попытка самомумификации успешной.

Если тело находили в сохранившемся состоянии, монаха возводили в статус Будды, его тело извлекали из гробницы и помещали в храм, где ему поклонялись и почитали. Если тело разлагалось, монаха снова запечатывали в его могиле и почитали, но не поклонялись.

Итак, Люцюань в своем духовном пути почти десятилетие морили себя голодом, питаясь водой, семенами и орехами. Когда монах начал входить в состояние, похожее на транс, его запечатали внутри статуи. Он ел корни, сосновую кору и токсичный чай на основе древесного сока в течение еще 1000 дней — пища и воздух подавались через маленькую трубочку.

В последние недели Люцюань уменьшил потребление пищи, выпивая только воду. Когда он медленно умирал от голода, частота его дыхания снижалась, пока в конце концов не наступила смерть. Говорили, что монахи, мумифицированные таким образом, достигали просветления.

Собратья -монахи поместили тело Люцюаня рядом с огнем, чтобы высушить тело, в конечном итоге выставив его останки на обозрение в монастыре. Через 200 лет, когда его останки начали портиться, монахи поняли, что он нуждается в дополнительной поддержке и сохранении. Его мумифицированное тело было помещено внутрь искусно выполненной лакированной статуи Будды.


Мумифицированные монахи становились не только центром религиозного поклонения, но и были важны для экономики монастыря, потому что привлекали паломников, которые приносили пожертвования.

В 1990-х годах ученые не смогли извлечь мумию из-за риска распада. В то время научный анализ не был достаточно развит, чтобы задокументировать точное состояние останков.

Недавно мумия была изучена междисциплинарной группой экспертов, включая специалистов по радиоуглеродному датированию и текстильных аналитиков, в Медицинском центре Меандер в Амерсфорте, Нидерланды. Образцы костей были взяты для анализа ДНК. Группа немецких, голландских и итальянских ученых провела компьютерную томографию, которая показала скелет монаха в мельчайших деталях.

Рентгеновские снимки буддийской стату...
Рентгеновские снимки буддийской статуи показывают мумифицированного монаха - D-brief

Компьютерная томография показала, что внутри статуи находится прекрасно сохранившееся тело с кожей и мышцами — полная мумия, а не просто скелет. Аналитики предполагают, что на момент смерти монаху было от 30 до 50 лет.

Используя эндоскоп, эксперты извлекли образцы из грудной и брюшной полостей мумии, обнаружив, что органы монаха удалены и заменены комками бумаги с китайскими иероглифами. Историки и лингвисты продолжают заниматься расшифровкой текстов.

Поскольку Будда начал выставляться за пределами Китая, возникли разногласия. Лидеры общины в деревне Янчунь, провинция Фуцзянь, дважды писали коллекционеру, купившему статую с мумифицированным монахом.

Лидеры общины убеждены, что в статуе находятся останки почти 1000-летнего патриарха Чжан Гуна, которые были утеряны в деревне Янчунь в уезде Датянь в декабре 1995 года. Говорят, что Чжан Гун был уважаемым монахом во времена династии Сун (960–1279). После того, как он умер, люди мумифицировали его тело и превратили в статую, которой поклонялись до тех пор, пока два десятилетия назад не было заявлено о краже.Источник: "Капканы истории"
Опубликовано 21 июня 2022 Комментариев 0 | Прочтений 2205

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия