Левиафан и его неудержимая страсть топить корабли
Левиафан и его неудержимая страсть топить корабли
Киты, бороздящие просторы современного океана, несомненно, огромные, разумные существа, привлекающие наше воображение. Они следуют своим курсом в поисках планктона или кальмаров. Животные умны, бережно относятся к своему потомству, иногда приходят на помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации в воде. Но в древности условия существования на планете были куда более жесткими. И среди китообразных было немало примеров устрашающего вида хищных туш. Одним из них был Левиафан Мелвилла, самый опасный из существующих зубатых китов...

История происхождения

Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, фигурирует в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии восемь тысяч лет назад. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и потерпел поражение вместе с этим богом Ваалу

Баал (Ваал)

Позже образ Левиафана проник в легенды древних евреев. Считается, что это изображение пришло из Египта. Евреи так интерпретировали сведения о крокодилах, обитающих в реке Нил.

Многократно описанный и пересказанный теми, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог быть значительно искажен. Кроме того, размер и сила животного могли быть «художественно преувеличены» для устрашающего эффекта. В результате животное изменилось почти до неузнаваемости в сознании людей, превратившись в демона из огненного ада.

Левиафан

Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии – Ветхом Завете. Там это имя означает «скрученный», «закрученный», а на современный иврит переводится как «кит».

Левиафан – зверь из библейской истории

В притчах упоминается, что "господь" создал каждое существо парами. Однако были существа, созданные в едином виде. Возможно, это отражение древних мифов о морских и земных существах, настоящих чудовищах. Такие легенды встречаются по всему миру, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не исключение.

Левиафан — морской зверь невиданной силы и размера. Он подробно описан в книге Иова, где господь разъясняет свой план его создания. Там же частично указан его внешний вид: у него две челюсти, огромное тело, покрытое сильнейшей чешуей, огнедышащий и способный испарять моря. При этом, вопреки более поздним источникам, отдельно отмечается, что само чудовище не принадлежит демонам или адским силам, а является лишь проявлением и символом безграничной власти господа.

В ветхозаветных книгах и притчах сообщается, что таких зверей было два. Второй – Бегемот, именем которого впоследствии был назван демон. Их описывают как творений бога, с которыми не может справиться никакое оружие, смертное или ангельское. Считается, что поймать, подчинить и убить этих существ невозможно. Они умрут только во время Страшного суда, убивая друг друга, а спасенные праведники будут лакомиться их мясом на халяву.

Книга Иова

Легенда, описанная в Книге Иова, отражает то, как человек должен воспринимать волю божию. Упоминание в ней Левиафана — лишь один из примеров в разговоре человека с господом. Творец напоминает Иову, что на земле есть существа и явления, неподвластные человеку. Бороться с судьбой и жаловаться на несправедливость бога — все равно, что пытаться победить морского чудовища Левиафана. Когда Иов перестает спорить и признает праведность господа, он умирает в мире и покое, как и хотел.

Корабль столкнулся с морским змеем. В этой истории Левиафан описан наиболее полно. Из библейского текста мы можем узнать, что:

- Левиафан невероятно огромен;
- его сила не поддается описанию;
- ему не причиняет вреда никакое человеческое оружие;
- он сам легко рвет цепи и ломает железо;
- при встрече с ним человек испытывает ужас;
- от соприкосновения с его телом вода закипает;
- он не знает страха, и это истинный царь зверей.

Сила и способности левиафана служат напоминанием Иову о том, как велик бог и как бесполезно и глупо пытаться с ним спорить.

Книга Исайи

Левиафан также упоминается в Книге Исайи. И здесь левиафан представлен не мифическим, а реальным существом. Это змей, которого господь поразит своим мечом в назначенный день. Несмотря на то, что существо обитает в море, левиафана называют «прямобегающим змеем» и «извивающимся змеем». Трудно определить, идет ли речь о двух разных левиафанах или об одном монстре, который будет побежден в любом случае.

Левиафан, пораженный мечом (или молнией) господа, рассматривается как аллегория нечестивых народов, которые он однажды накажет. Но прямого указания на это в тексте Библии нет. В Книге Исайи Левиафан служит напоминанием о том, что никто не избежит божьего гнева, если он его спровоцирует. Даже такое сильное и могущественное создание легко погибнет, если того пожелает господь. В христианской и иудейской религиях левиафан становится постоянным напоминанием о силе господа.

Псалом 73 перекликается с Книгой Исайи. Там сказано, что господь поразит чудовище из океана. И наоборот, в Псалме 104 бог похваляется бескрайними морскими просторами, где живет и резвится Левиафан.

Сколько Левиафанов?

Помимо того, кто такой Левиафан, в Библии есть еще ряд неясностей. Название животного упоминается либо в единственном, либо во множественном числе, т. е. невозможно точно определить, был ли это уникальный бессмертный зверь, или же это был целый вид животных.

На этот счет толкователи священных текстов выдвинули несколько версий:

- это реальный вид животных, возможно вымерший;
- это несколько особей, существующих под строгим контролем господа (возможно, последние особи вымершего вида, найденные человеком);
- единственный человек, существующий как символ божественной силы (мужской).

Сторонники последней версии выдвинули два противоположных мнения. Во-первых, господь изначально создал только мужчину. Во-вторых, он создал двух подводных драконов, самца и самку, но затем уничтожил самку, чтобы Левиафан не мог размножаться.

Адская сущность повелителя морей и океанов

Из-за того, что океанское чудовище обладало невероятной силой и способностями, многие древние ученые относили его к демонам. А Бинсфельд, научно-популярный исследователь XVI века, и вовсе возвел владыку водных глубин на один уровень с падшим ангелом Люцифером. Также в древности считалось, что Левиафан был одной из сущностей дьявола, его животным проявлением.


Интересен тот факт, что образы владыки океанов не фигурировали в одном из самых известных гримуаров – Ключах Соломона (с содержанием которого можно ознакомиться в Википедии, здесь же можно увидеть реконструированное фото подводного само чудовище). В писаниях нет ни одного упоминания о том, что кто-либо мог быть одержим нечистым, носившим имя, идентичное владыке морей. Поэтому видно, что многие из древних все-таки не считали водяное чудовище демоном.

В современном мире чудовище Левиафан считается монстром из водных глубин, владыкой океана. Он не возводится ни в ангелы, ни в демоны, не участвует в войне между богом и дьяволом. Божья тварь живет в глубинах морских и охраняет свои владения. Это морское чудовище встречается и в современной культуре. Например, есть одноименный фильм, повествующий о бездушной, бессмертной бюрократии. Этому водоплавающему "хоррору" посвящен один из сезонов популярного сериала «Сверхъестественное». Также со словом «Левиафан» ассоциируется нечто, у чего нет души и что нельзя победить. Сегодня существуют даже некоторые культы, поклоняющиеся владыке водных просторов, но количество этих культов ничтожно мало.

Истоки образа

Изучив несколько разных источников с легендами о Левиафане, необходимо обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы основаны на древних семитских легендах и мифах Древнего Египта.

Как считалось в далеком прошлом, хранителями земель этих народов были крокодилы. Сказания о них часто подчеркивали божественное происхождение этих хищников, а, достигнув Месопотамии, рассказы о крокодилах трансформировались в «портрет» Левиафана.

Кроме того, некоторые детали изображения Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских легенд. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном вепре, мясо которого каждый день едят воины, славные деяния которых нашли свое признание даже в Асгарде.


Кстати, хотелось бы отдельно упомянуть о змее Ёрмунганде, обитавшем в морских глубинах. Не менее известными были морские чудовища, в которых верили древние греки, — Сцилла и Харибда. Но они выступают грозными и губительными для человека существами, порождением мрачных глубин, а не божественным творением.

В русских преданиях было и такое морское чудовище – Чудо Юдо. Возможно, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у разных народов.

Исследователи полагают, что Левиафан мог «родиться» в древнем городе-государстве Угарит, существовавшем на территории современной Сирии. Согласно древним легендам, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в бездну великим божеством Баалом.

Тайны Левиафана

Но почему бог не создал Левиафану пару, оставив животное в покое? Как рассказывают библейские тексты, замысел господа был предельно прост: создать живых существ, которые могли бы размножаться, расселяясь по земле.

В некоторых легендах отмечается, что сначала для Левиафана была создана самка, но бог сразу понял, насколько опасным станет появление в мире нескольких таких животных. Именно поэтому господь уничтожил всех самок этого вида, оставив Левиафана без пары. Безусловно, этот мифологический поступок говорит о многом и, в первую очередь, подчеркивает силу животного.

Образ Левиафана стал очень популярным в литературе и кинематографе, он успешно используется и в наше время. Особенно интересны метафорические интерпретации этого монстра. Например, в одноименном фильме Андрея Звягинцева Левиафан символизирует государственную власть.

Левиафан не менее популярен у современных писателей-фантастов. Американец Скотт Вестерфельд использовал название «Левиафан» для летающего корабля, выполняющего особую миссию.

В книжном цикле «Семь зверей Рэлея» Ники Перумова Левиафан описывается как одно из животных и, надо признать, образ получился очень интересным и красочным. Знаменитый книжный герой Бориса Акунина Эраст Фандорин тоже был связан сюжетной линией с кораблем «Левиафан», на котором происходили необъяснимые вещи.

В чем причина популярности образа творения, о котором писали много веков назад? Скорее всего, Левиафан привлекателен своей мощью. В писаниях говорится, что никто не может победить его, но уточняется, что во время Страшного суда Левиафан падет от рук архангела Гавриила или погибнет сам. Вот он – образ могущества и величия, которое все-таки не может быть бесконечно сильным и управляющим могуществом.

Другие животные, похожие на Левиафана

В мифологиях многих древних народов есть упоминания о больших морских чудовищах. Все они имеют разные названия, но имеют несколько общих черт. Это огромные размеры, физическая сила, неуязвимость для оружия и отсутствие интеллекта. Зверь всегда наводит ужас на людей, но не способен проявлять агрессию самостоятельно. Он нападает на корабли по приказу своего хозяина, если он у него есть, или борется с другими могущественными силами, а люди становятся случайными жертвами.

Ученые до сих пор спорят о реальных прототипах морских демонов. Возможно, речь идет о крупных морских животных, в том числе вымерших. Люди не могли видеть подводного жителя, они видели только отдельные части его тела и догадывались об остальных, отсюда и нереалистичные описания. С другой стороны, древние люди были склонны оживлять явления природы, в том числе наделяя их животными чертами. Согласно этой версии, левиафан и подобные ему морские существа — это ожившая буря, в которой люди увидели огромную рептилию или рыбу.


В мифах древних скандинавов Ёрмунганд — морской змей, опоясывающий землю. Он родился у Локи вместе с двумя другими монстрами — волком Фенриром и великаншей Хель. Один забрал своих детей у Локи и попытался уничтожить его, но не смог. Он бросил Ёрмунганда в океан, где змей не только не погиб, но и начал быстро расти. Он вырос до огромных размеров, обнял своим телом всю землю и уцепился за собственный хвост. В этом он похож на другого змея — Уробороса.

Скандинавские моряки объясняли бури и землетрясения поведением Мирового Змея. В легендах сохранились упоминания о борьбе Змея с богами. Он особенно не любил Тора. Во время последней битвы мира – Рагнарок, два вечных противника должны сойтись в битве и погибнуть.

Тифон и Зевс

В Древней Греции и других странах Средиземноморья была широко распространена легенда о Тифоне. Это змееподобное чудовище, или великан со змеями вместо ног. Он был сыном самой первой богини Геи и Тартара, либо был создан Героем из яйца (вариант — она родилась у нее без помощи мужа). Это было гигантское существо, которое сражалось с богами.

Во время долгой битвы с богами Тифон встретился с другим отпрыском Геи и Тартара — Ехидной. Она также была наполовину женщиной, наполовину драконом или драконом. От этого союза родились сильнейшие чудовища греческих мифов, оставившие заметный след в культуре древности (Цербер, Немейский лев, Лернейская гидра, Сфинкс).

Предположительно слово «Тайфун» произошло от слияния двух слов. Китайское заимствование «Тай фэн», т.е. «буря», «великий ветер», и имя греческого чудовища Тифона.

Противостояние Тифона и Зевса завершилось победой Громовержца. Он бросил змею на землю и бросил сверху камни, а вулкан Этну надел на голову. Древнегреческая религия объясняла землетрясения и извержения вулканов попытками Тифона освободиться.

Кракен

Исландские моряки назвали кракена подводным монстром, похожим на гигантского кальмара. По разным легендам кракен либо подчиняется морскому царю, либо является воплощением морской стихии и не имеет хозяина. Он нападает на корабли в открытом море, топит их и уничтожает экипаж. Он может появиться в шторм или, наоборот, при хорошей погоде и тихой воде без каких-либо признаков.

Если бы произошла встреча двух морских чудовищ, сложно было бы определить, кто сильнее — кракен или левиафан. Согласно описаниям, у кракена огромные щупальца невероятной силы, а чешую левиафана невозможно пробить. Оба велики под водой и на поверхности, и оба обладают огромной разрушительной силой. Это будет битва титанов, которую человек вряд ли сможет увидеть и остаться невредимым.

Левиафан – монстр в культуре и искусстве

В культуре и искусстве левиафан стал символом любого явления, поражающего своими масштабами. С этим существом можно сравнить животное, явление природы, общество или народ. В рассказе Р. Абернати «Человек против города» город сравнивается с левиафаном. Этот город огромен, жесток и совершенно безразличен герою. Но он не лишен зачатков собственного ума (по крайней мере, так кажется герою). Также в фэнтезийных книгах имя Левиафан часто используется как название крупных морских существ, находящихся на службе у человека.

В трудах Т. Гоббса государственный аппарат сравнивается с левиафаном. Оно предстает как система, пожирающая человеческую индивидуальность и творчество. В то же время государственный демон левиафан слишком огромен, чтобы с ним справился один человек или группа людей.

Фильм «Левиафан»

Одним из самых обсуждаемых кинотворений, связанных с именем морского чудовища, является фильм «Левиафан» (режиссер А. Звягинцев). Он вобрал в себя библейскую историю Иова и произведения Гоббса, который сравнивает государство с этим чудовищем.

По сюжету главный герой повторяет путь библейского Иова — он теряет все, что имел, но не смиряется с этим и не благословляет господа. Он борется, но попытки противостоять мэру города, коррумпированным судьям и равнодушным людям безнадежны. Он теряет дом, расстается с женой, которая умирает сразу после ссоры, и попадает в тюрьму за преступления, которых не совершал. Только холодное северное море, где обитает мифическое чудовище Левиафан, знает ответ на то, что произошло на самом деле.

Фильм получил неоднозначные отзывы отечественных критиков. Одна из главных претензий — использование на экране выпивки, шансона и нецензурной брани. Главным преимуществом считается уникальное место съемок – берег Баренцева моря. Фотографии со съемок «Левиафана» получились на редкость живописными.

Сериал «Сверхъестественное»

В сериале «Сверхъестественное» левиафаны — самые сильные монстры, с которыми приходится сталкиваться героям. В рамках сериала эти существа могут менять свою внешность и выглядеть как угодно, в том числе и притворяться людьми. Они были созданы одними из первых живых существ, и ни человек, ни монстр, ни ангел не могут причинить им вред. Чтобы не дать левиафанам уничтожить все живое, бог поместил их в чистилище.

Только бог и архангелы могут убить таких монстров. Они также могут убивать друг друга и пожирать самих себя. Еще одна слабость — их зависимость от лидера. Старший монстр правит с момента создания монстров, и когда героям удается его убить, левиафаны теряют большую часть своей силы. Потом они появляются в воспоминаниях героев.

Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и Левиафане

Судя по сообщениям в Facebook , великий и могучий русский язык обогатился новым проклятием — «позорными левиафанами», в смысле «алкоголиками, позорящими нашу страну на весь мир». Это связано с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», в котором изображены ужасы российской глубинки.

Здесь я хотел бы немного рассмотреть сам образ Левиафана – ведь он достаточно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в Священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:

«Можете ли вы вытащить Левиафана рыболовным крючком и схватить его за язык веревкой? .. Круг его зубов - ужас; его крепкие щиты — великолепие; они скреплены как бы твердой печатью; одна касается другой вплотную, так что даже воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепившись и не раздвигаются. Его чихание показывает свет; глаза его подобны ресницам зари; изо рта его вырываются языки пламени, выскакивают огненные искры; у него из ноздрей выходит дым, как из кипящего котла или котла. Его дыхание разжигает угли, и пламя выходит из уст Его. Сила обитает на его шее, и ужас бежит перед ним. Мясистые части его тела прочно соединены между собой, не вздрагивают. Его сердце твердо, как камень, и твердо, как нижний жернов. Когда он встает, сильные люди в страхе, совсем потерялся в ужасе. Меч, который коснется его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни доспехи. Железо он считает соломой, медь — гнилым деревом. Он кипит бездну, как котел, и превращает море в кипящую мазь; оставляет за собой светящуюся дорожку; бездна кажется серой. Такого, как он, нет на земле; он становится бесстрашным; смотрит смело на все высокое; он царь над всеми сынами гордыни», - Иов 40-41.

Левиафан есть образ всесокрушающей силы, в котором иногда в Писании выступает демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено богом:

«В тот день поразит господь мечом Своим тяжелым, и великим и крепким, Левиафана, змея прямобегающего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище море», - Ис. 27:1

Однако большую известность Левиафан получил благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где он является символом государства:

«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, чиновники и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (которыми каждый сустав и член прикрепляются к месту верховной власти и принуждаются к выполнению своего долга) — это нервы, выполняющие одни и те же функции в естественном теле; благополучие и богатство всех частных членов — его сила, salus populi, безопасность народа — его занятие; советники, которые внушают ему все, что ему нужно знать, — это память; справедливость и законы есть искусственный разум (разум) и воля; гражданский мир — это здоровье, смятение — это болезнь, а гражданская война — это смерть.»

Гоббс, ставший свидетелем Гражданской войны в Англии, подчеркивал необходимость государства, без которого общество впадает в состояние войны всех против всех:

Образ Левиафана у Гоббса несколько амбивалентен — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Немецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно ссылается на образ, взятый у Гоббса в своей поэме «Так говорил Заратустра»:

«Государство называют самым холодным из всех холодных монстров. Он лежит холодно; и эта ложь выползает из уст его: «Я, государство, есмь народ»… Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что говорит, то лжет — и что имеет, то и украло. Все в нем фальшивое: кусает ворованными зубами, зубастый. Даже его матка ненастоящая».
Источник: "Смотри и думай..."
Опубликовано 12 июня 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1203

Ещё по теме...
Добавить комментарий