Не просто украшение: что русские женщины носили под кокошником?
Не просто украшение: что русские женщины носили под кокошником?
На картинах старых русских мастеров, на выступлениях народных ансамблей, на праздниках часто можно увидеть такой яркий и запоминающийся головной убор как кокошник. Он действительно много веков был обязательным для всех русских женщин вне зависимости от происхождения и богатства. Но носили его совершенно не так, как на картинах или в ансамблях. Зачем был нужен кокошник? Какие правила его ношения существовали? С какими поверьями связывали женские головные уборы?

Петр - против, Екатерина - за!

При археологических раскопках повсеместно находили элементы головных уборов женщин на Руси, в том числе — кокошников.

Ученые установили, что они были в ходу очень долгий период — с Х по конец XVII века, и носили их все: от крестьянок до цариц.

Традиция требовала от женщин, чтобы после замужества их волосы были прикрыты каким-либо головным убором, в том числе — кокошником.

Происхождение слово ученые связывают со звукоподражанием петухам и курицам. И действительно, кокошник представляет собой как бы яркий гребень на голове женщины, украшение, обращающее на себя внимание.

Как и многое другое, кокошник попытался запретить Петр I, насаждавший европейский костюм для женщин высших слоев. Новая мода петровских времен потеснила кокошники сначала среди дворян и приближенных к власти, а затем — и в других сословиях.

Но спустя полвека кокошники вновь стали пользоваться вниманием. Екатерина II, хотя и не была россиянкой по происхождению, очень любила национальный костюм, сама могла нарядиться в сарафан и кокошник.

Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II

Но во времена правления императрицы кокошник возродился уже только как элемент театрализованного, стилизованного русского костюма, а не повседневного.

Неправдоподобный романтизм

Всплеск интереса к кокошнику при Екатерине II привел к тому, что в конце XVIII — начале XIX века его стали часто изображать на картинах художников романтического направления.

Так как в быту в высшем сословии его уже не носили, то художники исказили реальность в пользу эстетики. Они изображали девушек в кокошнике, надетом непосредственно на волосы. Из под него красиво на спину падает коса с лентами.

Такой вариант прижился и в более поздние времена в качестве элемента костюма для праздников или выступлений народных коллективов.

Но в действительности так кокошник носить было нельзя.

А что под ним?

Во-первых, кокошник был исключительно женским головным убором. Девушка с косой надеть его не могла ни в коем случае.

Во-вторых, кокошник был только частью системы головного убора замужней. И его задача была полностью прикрыть волосы.

Поэтому он не мог быть надет непосредственно на волосы.

Со дня свадьбы женщина должна была тщательно скрывать свои волосы всегда. Открытая голова считалась огромным грехом.

Чтобы скрыть все пряди и уложенную вокруг головы косу, женщина сначала надевала волосник. Это подобие шапочки или чепчика плелось на раме в особой технике из ниток. Волосник полностью закрывал все пряди. Чтобы никакой локон не выбился, по его краю пришивался очельник — полоска вышитой материи, которая туго затягивалась.

Волосник Марфы Собакиной - третьей же...
Волосник Марфы Собакиной - третьей жены Ивана Грозного

А вот уже сверху надевались другие головные уборы.

В быту волосник могли сочетать с платком или повойником — гибридом шапочки и платка, то есть надевать под них или поверх.

Выходя на люди, поверх волосника замужняя надевала кику в будни и кокошник в праздники. В целом весь головной убор называли убрусом.

Поэтому из-под кокошника волосы, косу увидеть было невозможно. Их тщательно скрывал волосник.

Глубокий символизм

В головном уборе замужней женщины все имело символическое значение. Абсолютное большинство очелий волосника было из красной ткани. Таким мог быть даже подклад, который никто не увидит. Это было символом солнца, красоты, здоровья, а также защищало от сглаза. При наличии возможностей очелье богато расшивали золотистыми или реально металлическими нитями из благородных металлов. Чаще всего изображали древо жизни и почитаемых животных и птиц.Источник: "С другого угла"
Опубликовано 24 мая 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1345

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия