Как фараон создавал Древний Израиль
Как фараон создавал Древний Израиль
В Библии сказано, что возникновение Израиля началось с пророка Моисея и его преемников в лице Иисуса Навина и последующих судей. Иисус Навин со своим войском истреблял ханаанские города и на их месте появились объединенные религиозной верой еврейские города-государства. Так продолжалось с XII по XI век до н.э., пока не появились первые цари в лице Саула и Давида. С последним окончательно оформляется единое Израильское царство.

Что было на самом деле? (согласно археологии)

Происхождение израильского народа и их царства происходило во времена кризиса ближневосточных цивилизаций в конце бронзового века. По одной из версий распад царств связан с катаклизмами.

Впервые наименование слова "Израиль" появляется на древнеегипетской стеле Мернептаха, которая датируется концом 13 века до н.э. Стела описывает израильтян как полукочевой народ Ханаана. Также стела описывает участь Израиля: "Израиль опустошен, нет семени его".

Стела Мернептаха
Стела Мернептаха

Однако Израиль выжил. Спустя три столетия уже в середине железного века (9 век до н.э.) Курхская стела говорит нам, что в битве при Каркаре на территории Сирии в 853 году захватническая кампания Ассирии приостановилась благодаря региональному союзу, куда входил библейский царь Ахав.

Курхская стела
Курхская стела

Вопрос: как полукочевое племя, чьи земли были захвачены фараоном Мернептахом в конце 13 века, смогло стать за 3 века могущественным царством, способным выставить против ассирийских войск колесницы и пехоту (на стеле сказано о 2000 колесниц и 10 000 пеших, вероятно, составитель преувеличил их количество)?

По Библии усиление Израиля началось после объединения 12 израильских племен под властью Саула, затем Давида и его сына Соломона. Это случилось в 11-10 веке до н.э. После Соломона царство раскололось на Северный Израиль и Иудею. В Иудее стал править Ровоам с центром в Иерусалиме, в Северном царстве правил Иеровоам.

Однако многие ученые сомневаются, что единое царство Израиль вообще существовало, потому что не существует внебиблейских доказательств, хотя они должны существовать. Скорее всего, единое царство Израиль является идеей иудейских книжников конца 7 века до н.э. о якобы великом прошлом израильского народа.

Как тогда образовались Иудея и Северное Израильское царство?

Есть интересная теория, которая приписывает создание первого иудейского царства фараону Шешонку I (или Шишаку).

Шешонк правил Египтом в 10 веке до н.э. В Библии описывается его военная кампания в земли Леванта (куда входил Израиль), и этот рассказ имеет археологические подтверждения.

Израильский археолог Исраэль Финкельштейн утверждает, что между 12 веком до н.э. и ассирийской экспансией нет никаких внебиблейских свидетельств об Израиле и Иудее, за исключением кампании Шешонка. В Библии сказано, что в пятый год царствования Ровоама фараон Шешонк напал на Иерусалим и разграбил город:

"На пятом году правления царя Ровоама Шишак, царь Египта, напал на Иерусалим. Он унес сокровища дома Господа и сокровища царского дворца. Он забрал все, включая и все золотые щиты, которые сделал Соломон", - 3 Царств 15:25-26

О своих подвигах в Ханаане Шешонк написал на стенах в Храме Амона в Карнаке.

Триумфальный барельеф Шешонка о завое...
Триумфальный барельеф Шешонка о завоевании ближневосточных народов

В начале 20 века археологи также нашли каменную глыбу в городе Мегиддо (от этого города произошло слово "Армагеддон") с упоминанием фараона Шешонка. Это значит, что Шешонк действовал в этом регионе.

Камень (возможно, часть городской сте...
Камень (возможно, часть городской стены) с именем Шешонка

Авторы Библии объясняли экспансию Шешонка как наказание за грехи царей Соломона и Ровоама. Однако археология показывает, что кампания Шешонка в Леванте была гораздо влиятельнее.

Также весьма сомнительно, что Шешонк завоевывал Иерусалим. В Храме Амона в Карнаке упомянуты многие ближневосточные города, но никакого Иерусалима там нет, как и нет многих других иудейских поселений. Возможно, названия утеряны, но наиболее вероятно, что Иерусалим в то время не был значительным городом для египетского монарха.

Шешонк хотел вернуть величие Египта, и восстановление гегемонии в Ханаане для него было важным пунктом. Это нужно учитывать, потому что такая империя как Египет не действовала бы подобно кочевникам, совершая грабительские набеги на города Леванта, как описано в Библии.

Вернувшись в Египет, Шешонк продолжает усиливать военную силу, заключает торговые отношения и политические союзы. Влияние Шешонка было столь серьезным, что статуи его преемников археологи обнаружили даже в финикийском граде Библ (от названия города происходит слово "Библия"), который находится севернее Израиля.

Преемник и сын Шешонка Осоркон I, бюс...
Преемник и сын Шешонка Осоркон I, бюст из Библа

Цель Шешонка состояла не в уничтожении городов Ханаана, а в установлении экономической гегемонии, чтобы получать товары и дань из израильских земель. Карнакские надписи показывают, что влияние Шешонка проникло в долину Беэр-Шева, что в южной части Израиля. Археологи подтверждают расцвет поселений в этом регионе, что никак не увязывается с библейским повествованием о разорительной войне Шешонка.

Царь Северного Израиля и фараон Шешонк

В древности обычной практикой было установление марионеточных правителей. Старые династии меняли на новые и лояльные. Финкельштейн утверждает, что именно так возникло Северное Израильское царство - после установления гегемонии Шешонка над Левантом.

В Библии Иеровоам (первый царь Северного Израиля после предполагаемого раскола) неудачно восстал против царя Соломона, после чего бежал к Шешонку, чтобы избежать кары от израильского царя. Затем он вернулся в Ханаан и до него дошла весть о смерти Соломона. Тогда Иеровоам повел войска против преемника Соломона Ровоама и успешно отделил северную часть Израиля, создав новое царство под своим началом.

В древнегреческом переводе Библии (Септуагинте) Иеровоам дополнительно описан как родственник Шешонка: он женился на египетской принцессе Ано. Получается, что Шешонк мог помочь Иеровоаму стать царем Северного Израиля, сделав его своим вассалом.

Иеровоам приносит жертву идолу
Иеровоам приносит жертву идолу

Что же было на территории Израиля?

Археологи склоняются к версии, что никакого единого Израиля не существовало. Было множество протоизраильских конкурирующих за главенство городов-государств.

Самое раннее гособразование евреев находилось на территории Сихема (предполагаемая первая столица Северного Израиля), начиная с 12 века до н.э. Затем преимущество оказалось за Гаваоном, древним городом близ Иерусалима. Сихем пал в конце 11 века до н.э., Мегиддо и другие поселениях северной части Израиля опустели к середине 10 века до н.э.

С возвышением Гаваона наступает период борьбы Египта и израильтян. Евреи грозили захватить северные торговые пути, поэтому конфликт с Египтом стал закономерным. Шешонк завоевывает Гаваон, а затем двинулся на восток через Иордан.

После вмешательства Шешонка в протогосударственные дела Израиля происходит возвышение Северного Израильского царства, где Шешонк поставил вассала. Для него израильтяне были горным народом, который нужно покорить в зародыше, избежав неприятностей в будущем. Поэтому с его помощью возникает Северное Израильское царство-марионетка.

О втором израильском царстве - Иудее, к тому времени пока ничего неизвестно из внебиблейских источников.

В 9 веке до н.э., ко времени правления царей Амврия и Ахава влияние Египта угасает и Северный Израиль становится независимым. Примерно к 8 веку возвышается государство Иудея в связи с борьбой Северного Израиля с более сильными державами Востока.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 04 мая 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1226

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия