Умирающий и воскресающий бог. Уникален ли Иисус Христос?
Идея умирающего и воскресающего бога существовала задолго до христианства. Христианство учит, что Иисус Христос умер на кресте, спустился в ад, спас тамошних праведников (по другой версии - всех), и воскрес на третий день. После этого он пообщался с апостолами и вознесся на небеса "одесную Бога".
Одним из первых похожий мифический архетип увидел религиовед Джеймс Фрэзер (1854-1941 гг.). В своем монументальном труде "Золотая ветвь: Исследование магии и религии" он пишет, что миф об умирающих-воскресающих богах существует по причине плодородного цикла. Прототипом таких богов были обожествленные цари, которых убили из-за упадка плодородия. Когда плодородие возвращалось, то возникало представление о возрождении царя, возможно в качестве духа...
Смерть следует за потерей плодородия, затем мир омолаживается и плодородие возвращается. Этот цикл также наблюдаем в передаче царской власти наследнику.
Данный концепт постепенно преобразовался до идеи умирающего-воскресающего бога. Его можно проследить на примере древнеегипетского Осириса, древнегреческих Диониса, Аттиса и Персефоны, скандинавского Бальдра.
Например, Осирис является божеством загробной жизни, подземного мира и мертвых. Как-то раз Осириса убивает брат Сет. Исида оплодотворяет себя остатками Осириса и рождает Гора, который мстит за отца и убивает Сета. Гор становится верховным богом Египта, а Осирис - богом подземного мира.
В древнегреческом варианте миф об умирающем-воскресающем боге можно увидеть в мифе о Дионисе, боге плодородия, вина, театра и экстаза. Диониса разорвали на части титаны с последующим поеданием, однако бога смогли воскресить из оставшегося сердца.
Однако все эти мифы никоим образом не похожи на то, о чем повествуют Новый Завет, описывая смерть и воскрешение Иисуса Христа. Дохристианские мифологии не показывают нам хороших примеров, когда боги бы умирали и затем воскресали. Во всех случаях они либо умирают, но не воскресают, либо умирают лишь частично, а затем воскресают. Исключением можно считать миф о Дионисе.
Поэтому ученые отказались от концепции Джеймса Фрэзера об умирающих и воскресающих богах.
С другой стороны, существуют иные мифы, которые очень похожи на происходящее в Новом Завете. В них идет речь уже не богах, но о героях, коим вполне логично можно считать Иисуса Христа.
В древнегреческом мифе об Орфее он спускается в подземное царство, чтобы спасти возлюбленную Эвридику. Он играет на лире Аиду и Персефоне, им так понравилось, что решили вернуть Эвридику. Однако Орфей не смог довести ее до конца, потому что нарушил условие сделки - нельзя было оглядываться на возлюбленную до выхода из подземного царства.
Больше всего общих черт с мифом о Христе имеет повествование о 12 подвиге Геракла, когда он спустился в подземный мир и спас Тесея. В еще одном мифе Геракл спас Алкесту из подземного царства.
Таким образом, религиозная история Иисуса Христа действительно уникальна, потому что не существует более ранних аналогов сюжета, как умирает и воскресает бог.
Концепция Фрэзера давно подверглась серьезной критика, ведь эмпирические данные показывают, что истории о приведенных выше богах полностью не совпадают с идеей об "умирающем и воскресающем боге", за исключением сюжета о Дионисе. Но если сравнивать Диониса с Иисусом, то у них будет мало общего.
Однако сюжет о сошествии древнегреческих героев в Аид, то есть в ад, очень похож на новозаветное "сошествие Христа во ад". Поэтому есть основания полагать, что авторы евангелий вдохновлялись древнегреческой мифологией, когда составляли христианские мифы.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Смерть следует за потерей плодородия, затем мир омолаживается и плодородие возвращается. Этот цикл также наблюдаем в передаче царской власти наследнику.
Дж. Фрэзер
Данный концепт постепенно преобразовался до идеи умирающего-воскресающего бога. Его можно проследить на примере древнеегипетского Осириса, древнегреческих Диониса, Аттиса и Персефоны, скандинавского Бальдра.
Например, Осирис является божеством загробной жизни, подземного мира и мертвых. Как-то раз Осириса убивает брат Сет. Исида оплодотворяет себя остатками Осириса и рождает Гора, который мстит за отца и убивает Сета. Гор становится верховным богом Египта, а Осирис - богом подземного мира.
Осирис
В древнегреческом варианте миф об умирающем-воскресающем боге можно увидеть в мифе о Дионисе, боге плодородия, вина, театра и экстаза. Диониса разорвали на части титаны с последующим поеданием, однако бога смогли воскресить из оставшегося сердца.
Однако все эти мифы никоим образом не похожи на то, о чем повествуют Новый Завет, описывая смерть и воскрешение Иисуса Христа. Дохристианские мифологии не показывают нам хороших примеров, когда боги бы умирали и затем воскресали. Во всех случаях они либо умирают, но не воскресают, либо умирают лишь частично, а затем воскресают. Исключением можно считать миф о Дионисе.
Поэтому ученые отказались от концепции Джеймса Фрэзера об умирающих и воскресающих богах.
С другой стороны, существуют иные мифы, которые очень похожи на происходящее в Новом Завете. В них идет речь уже не богах, но о героях, коим вполне логично можно считать Иисуса Христа.
В древнегреческом мифе об Орфее он спускается в подземное царство, чтобы спасти возлюбленную Эвридику. Он играет на лире Аиду и Персефоне, им так понравилось, что решили вернуть Эвридику. Однако Орфей не смог довести ее до конца, потому что нарушил условие сделки - нельзя было оглядываться на возлюбленную до выхода из подземного царства.
Орфей и Эвридика
Больше всего общих черт с мифом о Христе имеет повествование о 12 подвиге Геракла, когда он спустился в подземный мир и спас Тесея. В еще одном мифе Геракл спас Алкесту из подземного царства.
Таким образом, религиозная история Иисуса Христа действительно уникальна, потому что не существует более ранних аналогов сюжета, как умирает и воскресает бог.
Концепция Фрэзера давно подверглась серьезной критика, ведь эмпирические данные показывают, что истории о приведенных выше богах полностью не совпадают с идеей об "умирающем и воскресающем боге", за исключением сюжета о Дионисе. Но если сравнивать Диониса с Иисусом, то у них будет мало общего.
Однако сюжет о сошествии древнегреческих героев в Аид, то есть в ад, очень похож на новозаветное "сошествие Христа во ад". Поэтому есть основания полагать, что авторы евангелий вдохновлялись древнегреческой мифологией, когда составляли христианские мифы.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 26 апреля 2022
Комментариев 0 | Прочтений 963
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: