Всемирный потоп в мифологии народов Урала и Сибири. Вода была везде, кроме Уральских гор
Всемирный потоп в мифологии народов Урала и Сибири. Вода была везде, кроме Уральских гор
Мало кто знает, но у народов Урала и Сибири существует большое количество мифов о Всемирном потопе, который очень похож по своему масштабу на библейский Всемирный потоп. Мифы о каком-то глобальном катаклизме на территории Урала и Сибири указывают на то, что огромные площади от Северного Ледовитого океана через Западно-Сибирскую равнину, вплоть до самого юга Уральских гор и до предгорий Алтая внезапно были затоплены водой (иногда упоминается "огненная вода")...

Например, ханты так описывают приближающийся глобальный катаклизм:

"За семь лет до начала потопа шаманам стало известно о приближающемся времени огня и воды. Шаманы били в бубны, гадая о том, как можно спастись. Люди, не умевшие плавать, стали строить плоты (пор)."

В Алтайских сказаниях имеется такое упоминание:

"До потопа царём всей земли был хан Теныс (море). В царствование его был славен по всей земле человек по имени Нама, которому Ульгень (верховное божество алтайцев) велел построить кереп (ковчег) из дерева адир-салдан-агаш (сандаловое дерево)."

Приблизительная схема Всемирного пото...
Приблизительная схема Всемирного потопа на Урале и в Сибири

Как ханты описывали подробности потопа:

"Люди расселись на плоты, и их понесло вниз течением Оби. Женщин и девушек на плоты не брали, их все равно вода с огнем сжирала, спасались только мужчины и «чистые» девочки. Семь дней вода кипела - огонь и вода вместе шли. Нижние слои плотов разбивались, верхние слои пологов сносило."

И далее зафиксированы последствия самого катаклизма:

"Много народу тогда погибло - те, кто не успел построить семислойного полота, те, кого смыло водой. Когда стихия улеглась, люди стали высаживаться на высоких островках - пугорах. Приплывших на плотах людей называли нобтын ёх - ‘приплывший народ’ или пор ёх - ‘люди плотов", - А.П. Кондин, пос. Казым-мыс, р. Б. Обь, 1990.

Тот факт, что что затопление территорий было достаточно продолжительным по времени подтверждают и мифы алтайцев:

"Нама сказал: вот уже седьмые сутки. Когда минуло 14 суток, тогда Нама приказал Соозун-уулу открыть туунюк (труба или окно вверху свода) и посмотреть. Соозун-уул, исполнив приказание, сказал: "Все затоплено водой, только видны одни вершины гор", - Алтайские инородцы : Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. М., 1893. 270 с.


Вода дошла до предгорий Алтая
Вода дошла до предгорий Алтая

Кстати о вершинах гор.

В предании войкарских хантов, проживающих в те времена в предгорьях Урала, выявлено точное место затопления суши:

"Вода была везде, кроме Урала. Когда вода прибывала, на высоких склонах Урала собирались и люди, и животные - медведи, волки, лисы, росомахи (священные звери, чьи шкуры и изображения хранят в домашних святынях). Целую неделю бушевала вода. Люди и животные вместе жили, и никто никого не боялся. На этой горе собрались разных родов и даже народов люди. После спада воды люди разошлись по разным юртам и стали жить родами. Один зырянин пришел из-за Урала (Нерапса ху) и во время потопа оказался с хантами на одной горе, после чего породнился с ними", - Т.И. Хунзи (Озелова), пос. Унтсыльгорт, река М. Обь, 1989.


Я решил поискать это место на современных картах и... нашёл его!

Одно из мест, которое в прошлом могло оказаться на стыке суши и вод Всемирного потопа - это горное зеро. Название оно носит примечательное - Озеро Лунт-Хусап-Тур или Озеро гусиного гнезда. Озеро расположено на северном склоне горы Отортен.

Гора Отортен
Гора Отортен

С незапамятных времён у озера есть красивая мансийская легенда:

Во время Всемирного потопа в этом озере на большой высоте спасся один единственный гусь. А высота этого места, где расположено озеро, составляет 1182 метра!

Топографическая карта с озером Лунт-Х...
Топографическая карта с озером Лунт-Хусап-Тур

Есть и другие легенды, которые указывают конкретные места потопа:

"во время "огненной воды", людей из деревни Мувентес на Сакв-я, поклонявшихся предку-духу Паштор, унесло далеко на Обь, в те места, где впоследствии возникла деревня Пашторские юрты", - Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут,1993. 208 с.

На мой взгляд, мифотворчество народов Урала и Сибири описывает вполне конкретное катастрофическое событие, которое произошло в далёком прошлом. Именно поэтому все эти истории и сохранились в памяти народов, в последствии превратившиеся в форму народного фольклора.Источник: "Альтернативная история и путешествия"
Опубликовано 24 апреля 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1442

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия