15 сходств Библии и религии Шумера
Один из ведущих шумерологов мира Самюэл Крамер в книге "Шумеры. Первая цивилизация на Земле" описывает 15 сходств между Библией и религией шумеров...
1. Сотворение Вселенной
Шумеры, как и древние евреи, полагали, что до сотворения мира существовали водные просторы. Небо и земля были будто сплавлены, а затем бог воздуха Энлиль (в Библии Элохим) разделил небо и землю.
2. Сотворение человека
Человек, согласно и евреям и шумерам, создан из глины (земного праха). Затем бог вдохнул в него жизнь. Самое интересное, что библейская и шумерская идеи сотворения человека совпадают - человек должен служить богу/богам.
3. Технология творения
Сотворение мира в библейских и шумерских письменах происходит двумя способами: с помощью божественного слова и действия (вылепливания).
4. Идея рая
В шумерской мифологии остров Дильмун представлен как место, где живут бессмертные боги. В этом месте нет ни болезней, ни смерти. Остров находится в Персидском заливе. Примечательно, что в Библии южная Месопотамия описывается как место Эдемского сада (тоже Персидский залив).
5. Всемирный потоп
Библейская и шумерская версии о потопе имеют много явных параллелей. Совпадения даже в том, каким образом строился ковчег для спасения. Также интересен факт, что в шумерской традиции до потопа жили десять древних правителей с необычайно долгим сроком жизни. Это совпадает с представлением о библейских патриархах, которые жили по несколько веков.
6. Сюжет о Каине и Авеле
В шумерской мифологии встречаются сюжеты о соперничестве, которые имеют сходства с противостоянием Каина и Авеля.
7. Вавилонская башня и рассеяние народов
Крамер полагает, что миф о Вавилонской башне появился как объяснение шумерских полуразрушенных зиккуратов. Для евреев они были монументальными сооружениями, которые символизировали человеческую уязвимость и жажду власти. Также сюжет о строительстве башни и смешении языков упоминается в шумерском рассказе "Энмеркар и владыка Аратты".
8. Земля и ее устройство
Шумерский миф о боге Энки и мировом порядке описывает Энки как шумерского бога мудрости, который установил закон и порядок на земле. Этот текст напоминает содержание книги Второзаконие и Псалтири.
9. Личный бог
У древних иудеев присутствовала идея персонального бога (бог Авраама, Исаака и Иакова). То же самое было у шумеров в середине 3-го тысячелетия до н.э. Каждый взрослый мужчина и глава семейства имел личного бога, которого воспринимал как божественного отца. Между богом и главой семейства был договор: первый заступается перед семьей в совете богов, второй приносит ему жертвы и молится.
10. Идея закона
Создание закона для всего народа как прописанной воли бога началось с шумеров. Если взять Тору, то там будет приведен свод правил, которые обязаны соблюдать евреи, потому что эти правила являются заветом между богом Яхве и народом Израиля. В Шумере и прочих месопотамских государствах существовала подобная идея. Например, шумеро-аккадский царь Уруинимгина выдает реформированный свод законов как договор между собой и богом Нингирсу.
11. Этика и мораль
Морально-нравственные нормы шумеров совпадали с древнееврейскими. На это нам указывают всевозможные археологические источники в виде законов Уруинимгина и прочих письменных источников. О них я подробнее писал в цикле статей "Языческие цитаты в Библии". Однако шумеры не были уникальны в качестве прототипов еврейской этики. С ними конкурировали древние египтяне, ассирийцы и иные ближневосточные культуры.
12. Божественное возмездие и национальная катастрофа
В Библии популярен сюжет о том, как бог Яхве уничтожает народы и постоянно кого-то наказывает, устраивая национальные катастрофы. Иногда Яхве наказывал самих евреев, навлекая на них соседние народы и империи. Похожее происходило в Шумере, о чем свидетельствует документ 3 тысячелетия до н.э. "Проклятие Агаде", где бог Энлиль разгневался на богохульника владыку Агаде и обратил на его страну свирепых гутиев.
13. Мотив казней
В шумерском мифе "Инанна и Шукаллетуда" описывается чума, которую наслали боги на людей. Сюжет совпадает с повествованием в книге Исход, где бог Яхве наказывает египтян десятью казнями.
14. Страдание и покорность
В Библии одной из знаковых книг является "Книга Иова", страдальца и преданного богомольца. В шумерской мифологии существовал похожий сюжет о человеке, который был богат, мудр, праведен, имел большую семью и друзей, и однажды его настигли болезни, страдания и нищета.
15. Смерть и загробный мир
В Ветхом Завете загробный мир называется "шеол" (ад - это уже новозаветная традиция, которая отличается от концепции шеола). У шумеров аналогом шеола служил "кур". Кур такое же жуткое и темное обиталище мертвых. Оттуда никто не возвращается. Единственная возможная коммуникация с мертвыми - общение с их тенями (это же передано в Талмуде).
Таким образом, религия шумеров и древних евреев имеет много общих черт, что еще больше усиливает теорию вторичности библейского повествования и заимствования ветхозаветных сюжетов из более древних ближневосточных традиций.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
1. Сотворение Вселенной
Шумеры, как и древние евреи, полагали, что до сотворения мира существовали водные просторы. Небо и земля были будто сплавлены, а затем бог воздуха Энлиль (в Библии Элохим) разделил небо и землю.
2. Сотворение человека
Человек, согласно и евреям и шумерам, создан из глины (земного праха). Затем бог вдохнул в него жизнь. Самое интересное, что библейская и шумерская идеи сотворения человека совпадают - человек должен служить богу/богам.
3. Технология творения
Сотворение мира в библейских и шумерских письменах происходит двумя способами: с помощью божественного слова и действия (вылепливания).
4. Идея рая
В шумерской мифологии остров Дильмун представлен как место, где живут бессмертные боги. В этом месте нет ни болезней, ни смерти. Остров находится в Персидском заливе. Примечательно, что в Библии южная Месопотамия описывается как место Эдемского сада (тоже Персидский залив).
5. Всемирный потоп
Библейская и шумерская версии о потопе имеют много явных параллелей. Совпадения даже в том, каким образом строился ковчег для спасения. Также интересен факт, что в шумерской традиции до потопа жили десять древних правителей с необычайно долгим сроком жизни. Это совпадает с представлением о библейских патриархах, которые жили по несколько веков.
6. Сюжет о Каине и Авеле
В шумерской мифологии встречаются сюжеты о соперничестве, которые имеют сходства с противостоянием Каина и Авеля.
7. Вавилонская башня и рассеяние народов
Крамер полагает, что миф о Вавилонской башне появился как объяснение шумерских полуразрушенных зиккуратов. Для евреев они были монументальными сооружениями, которые символизировали человеческую уязвимость и жажду власти. Также сюжет о строительстве башни и смешении языков упоминается в шумерском рассказе "Энмеркар и владыка Аратты".
8. Земля и ее устройство
Шумерский миф о боге Энки и мировом порядке описывает Энки как шумерского бога мудрости, который установил закон и порядок на земле. Этот текст напоминает содержание книги Второзаконие и Псалтири.
9. Личный бог
У древних иудеев присутствовала идея персонального бога (бог Авраама, Исаака и Иакова). То же самое было у шумеров в середине 3-го тысячелетия до н.э. Каждый взрослый мужчина и глава семейства имел личного бога, которого воспринимал как божественного отца. Между богом и главой семейства был договор: первый заступается перед семьей в совете богов, второй приносит ему жертвы и молится.
10. Идея закона
Создание закона для всего народа как прописанной воли бога началось с шумеров. Если взять Тору, то там будет приведен свод правил, которые обязаны соблюдать евреи, потому что эти правила являются заветом между богом Яхве и народом Израиля. В Шумере и прочих месопотамских государствах существовала подобная идея. Например, шумеро-аккадский царь Уруинимгина выдает реформированный свод законов как договор между собой и богом Нингирсу.
11. Этика и мораль
Морально-нравственные нормы шумеров совпадали с древнееврейскими. На это нам указывают всевозможные археологические источники в виде законов Уруинимгина и прочих письменных источников. О них я подробнее писал в цикле статей "Языческие цитаты в Библии". Однако шумеры не были уникальны в качестве прототипов еврейской этики. С ними конкурировали древние египтяне, ассирийцы и иные ближневосточные культуры.
Конус Уруинимгина с описанием законодательных реформ
12. Божественное возмездие и национальная катастрофа
В Библии популярен сюжет о том, как бог Яхве уничтожает народы и постоянно кого-то наказывает, устраивая национальные катастрофы. Иногда Яхве наказывал самих евреев, навлекая на них соседние народы и империи. Похожее происходило в Шумере, о чем свидетельствует документ 3 тысячелетия до н.э. "Проклятие Агаде", где бог Энлиль разгневался на богохульника владыку Агаде и обратил на его страну свирепых гутиев.
13. Мотив казней
В шумерском мифе "Инанна и Шукаллетуда" описывается чума, которую наслали боги на людей. Сюжет совпадает с повествованием в книге Исход, где бог Яхве наказывает египтян десятью казнями.
14. Страдание и покорность
В Библии одной из знаковых книг является "Книга Иова", страдальца и преданного богомольца. В шумерской мифологии существовал похожий сюжет о человеке, который был богат, мудр, праведен, имел большую семью и друзей, и однажды его настигли болезни, страдания и нищета.
15. Смерть и загробный мир
В Ветхом Завете загробный мир называется "шеол" (ад - это уже новозаветная традиция, которая отличается от концепции шеола). У шумеров аналогом шеола служил "кур". Кур такое же жуткое и темное обиталище мертвых. Оттуда никто не возвращается. Единственная возможная коммуникация с мертвыми - общение с их тенями (это же передано в Талмуде).
Таким образом, религия шумеров и древних евреев имеет много общих черт, что еще больше усиливает теорию вторичности библейского повествования и заимствования ветхозаветных сюжетов из более древних ближневосточных традиций.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 19 апреля 2022
Комментариев 0 | Прочтений 2025
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: