Чревоугодие и пьянство в Библии: хорошо или плохо?
Библия – удивительный, сложный и неоднозначный источник информации о жизни древних и античных евреев. Из Библии можно узнать, кому поклонялись евреи, кем были захвачены, как они общались друг с другом, как строили семейные отношения. Здесь мы поговорим о том, как евреи пиршествовали и выпивали. Было ли чрезмерное потребление еды и вина чем-то плохим для израильтян?
Обратимся к книге Притч Соломоновых:
В этом отрывке пьянство и чревоугодие осуждается, потому что это приводит к сонливости и бедноте. Во Второзаконии обжорство и пьянство – подсудное дело:
Сюжет показывает, что для древних израильтян непослушные пьяницы и чревоугодники достойны казни путем побиения камнями.
Неужели израильтяне действительно могли наказывать за обычное переедание?
Археологические раскопки показывают, что диета древних евреев состояла из молочных, зерновых и мясных продуктов. Также она включала пиво и вино. В книге Левит строго регламентируется потребление всякой пищи, которую дополнительно могли использовать в качестве жертвы Богу. Помимо «правильных» жертвоприношений древние евреи приносили в качестве жертвы пищу и напитки другим богам. За это могли наказать смертью, о чем свидетельствует книга Чисел.
Поэтому случай с побиением непослушного сына, который пил и много ел, может быть фактом религиозно-девиантного поведения. Сын скорее всего был участником иноверного пиршества и потреблял священные жертвы другим богам. Для израильтян подобное богохульство было тяжким преступлением. Отсюда столь суровое наказание.
Зато иудейские цари могли пиршествовать и веселиться как им угодно, и никто их за это не побивал камнями. Ибо пировать – одно, а вкушать идоложертвенное – другое. Пирам царя Соломона могли позавидовать древнегреческие философы:
Археология показывает, что библейские цари содержали погреба с вином со вкусом ванили. Ученым удалось их найти, потому что во время Вавилонского завоевания постройки обвалились прямо на них.
Можно вспомнить знаменитый брак в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Пиршество с распитием вина не отрицалось в особые случаи, новозаветный сюжет тому пример.
В книге Екклесиаста жизнь в свое удовольствие является ключевой идеей. Это самая гедонистическая книга в Библии, где автор призывает есть и пить:
Таким образом, Библия осуждает чревоугодие и пьянство, если человек зависим от этих недугов. Само потребление оправдано, особенно в случае праздников. Если брать во внимание "гурманство" как форму чревоугодия, то в Библии этого нет.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Обратимся к книге Притч Соломоновых:
Не будь среди тех, кто вином упивается и объедается мясом, ведь пьяницы и обжоры обеднеют, и сонливость оденет их в лохмотья. (Притчи 23:20-21)
В этом отрывке пьянство и чревоугодие осуждается, потому что это приводит к сонливости и бедноте. Во Второзаконии обжорство и пьянство – подсудное дело:
Они должны сказать старейшинам: «Наш сын упрям и непокорен, не слушает нас, только объедается и напивается». Тогда пусть все жители города забьют его камнями до смерти. (Второзаконие 21:20-21)
Сюжет показывает, что для древних израильтян непослушные пьяницы и чревоугодники достойны казни путем побиения камнями.
Неужели израильтяне действительно могли наказывать за обычное переедание?
Археологические раскопки показывают, что диета древних евреев состояла из молочных, зерновых и мясных продуктов. Также она включала пиво и вино. В книге Левит строго регламентируется потребление всякой пищи, которую дополнительно могли использовать в качестве жертвы Богу. Помимо «правильных» жертвоприношений древние евреи приносили в качестве жертвы пищу и напитки другим богам. За это могли наказать смертью, о чем свидетельствует книга Чисел.
Поэтому случай с побиением непослушного сына, который пил и много ел, может быть фактом религиозно-девиантного поведения. Сын скорее всего был участником иноверного пиршества и потреблял священные жертвы другим богам. Для израильтян подобное богохульство было тяжким преступлением. Отсюда столь суровое наказание.
Зато иудейские цари могли пиршествовать и веселиться как им угодно, и никто их за это не побивал камнями. Ибо пировать – одно, а вкушать идоложертвенное – другое. Пирам царя Соломона могли позавидовать древнегреческие философы:
Каждый день ко двору Соломона поставлялось тридцать кор лучшей муки и шестьдесят кор муки крупного помола, десять голов крупного скота откормленного в стойле, двадцать голов крупного скота с пастбища и сто голов мелкого, не считая оленей, серн, косулей и откормленной птицы. (3-я книга Царств 4:22-23)
Археология показывает, что библейские цари содержали погреба с вином со вкусом ванили. Ученым удалось их найти, потому что во время Вавилонского завоевания постройки обвалились прямо на них.
Реконструированные винные кувшины с ванилью
Можно вспомнить знаменитый брак в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Пиршество с распитием вина не отрицалось в особые случаи, новозаветный сюжет тому пример.
В книге Екклесиаста жизнь в свое удовольствие является ключевой идеей. Это самая гедонистическая книга в Библии, где автор призывает есть и пить:
Итак, иди и ешь с удовольствием свой хлеб и пей вино свое с радостью в сердце, потому что Богу угодны твои дела. Всегда носи свою лучшую одежду и надуши волосы благовонным маслом. Наслаждайся жизнью со своей женой, которую ты любишь, во все дни твоей суетной жизни, что дал тебе Бог под солнцем. Ведь такова твоя доля в жизни и в труде твоем под солнцем. (Екклесиаст 9:7-9)
Таким образом, Библия осуждает чревоугодие и пьянство, если человек зависим от этих недугов. Само потребление оправдано, особенно в случае праздников. Если брать во внимание "гурманство" как форму чревоугодия, то в Библии этого нет.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 02 апреля 2022
Комментариев 1 | Прочтений 882
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Евгений
09 апреля 2022 23:06:12
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: