Как евреи придумали монотеизм и сделали Яхве единственным богом
Как евреи придумали монотеизм и сделали Яхве единственным богом
Иудеи, христиане и мусульмане верят в единого Бога, который создал мир. Но если он единственный, то зачем ему имя? В иудаизме есть запрет на произнесение имени Бога, поэтому иудеи используют эвфемизмы по типу "Б-г". Запрет связан с утратой правильного произношения имени Бога. Известно только то, что имя Бога записано в Библии как четырехбуквенное слово YHWH (Яхве). Это сочетание букв именуют тетраграмматоном. Наличие у Бога имени говорит о том, что история возникновения еврейского монотеизма (единобожия) гораздо сложнее, чем говорят об сами верующие евреи.

Евреи-многобожники

Археологические исследования древнего Израиля и анализ библейских текстов показывает, что древние евреи изначально верили во множество богов, а не в единого Бога.

Монотеизм же возник довольно поздно в еврейском обществе, далеко не в 13 веке до н.э., когда Моисей якобы получил заповеди от Бога.

Моисей с 10 заповедями
Моисей с 10 заповедями

Библеисты считают, что текст Библии окончательно сформировался после Вавилонского пленения евреев 587 года до н.э. Древнееврейская традиция претерпевала изменения под влиянием древнеперсидской и древнегреческой мифологии.

Само наименование государства "Израиль" отсылает к политеистической традиции евреев. Термин "Израиль" – это теофорное название, то есть оно содержит в себе имя бога "Эля". Бог Эль был верховным божеством западных семитов, к которым принадлежали евреи. Первое упоминание "Израиля" относится к 1200 году до н.э.

То есть до Яхве евреи поклонялись Элю как верховному божеству. Эль был также верховным богом ханаанского пантеона и всего Леванта (Сирия, Палестина, Израиль, Ливан).

Бог Эль. 14-13 век до н.э.
Бог Эль. 14-13 век до н.э.

Вероятно, что в Библии именно Эль является тем божеством, который явился Аврааму, Исааку и Иакову под именем Эль-Шаддай (Бог Всемогущий).

Яхве – пустынный бог

Бог Яхве перекочевал к евреям от неизвестного нам южно-левантского или аравийского племени. В самой Библии есть много отсылок на южное происхождение Яхве:

Когда вышел Ты, Господи, из Сеира , когда выступил Ты из земли Эдома... (Книга Судей 5:4)
Бог пришел из Темана, Святой – от горы Паран. (Аввакум 3:3)

Сеир, Эдом (Идумея), Теман – все три области находятся южнее Израиля.

Зеленый – Северное Израильское царств...
Зеленый – Северное Израильское царство, фиолетовый – Иудейское царство, красная обводка – Эдом

Яхве обычно появляется на вершинах гор, окутанных тучами и громом. Вероятно, что изначально Яхве был богом бурь и плодородия для пустынных племен.

В поддержку этой гипотезы свидетельствуют древнеегипетские стелы 14-13 века до н.э., на них упоминается народ "шасу из яхв", где Яхв является топонимом. Шасу был народом из северной Аравии и Эдома. На данный момент эта версия является самой правдоподобной. Яхве был южно-левантским божеством, который со временем стал центральным у древних евреев.

К началу первого тысячелетия до н.э. Яхве поклонялись в Северном Израильском царстве и Иудее. Его имя впервые появилось на стеле Меши 9 века до н.э. Меша – это моавитский царь, который хвастался, что победил царя Израиля и захватил сосуды Яхве:

Я взял оттуда сосуды Яхве и вытащил их перед лицом Камоша.

Стела Меша. Камош – западносемитский бог
Стела Меша. Камош – западносемитский бог

Во времена Первого Иерусалимского храма (10-6 век до н.э.) еврейский иудаизм существовал в форме яхвизма. Был центральный бог Яхве, но евреи не переставали верить в других богов.

Пророк Иеремия критикует Иудею за многочисленных богов, которых столько же, сколько улиц в городе:

У тебя, Иудея, столько богов, сколько городов, и сколько улиц в Иерусалиме... (Иеремия 11:13)

Многобожие израильтян подтверждают внебиблейские источники. Надписи ассирийского царя Саргона II, рассказывающие о завоевании Северного Израиля в 8 веке до н.э., говорят о статуях, которым поклонялись израильтяне.

Саргон II
Саргон II

Также у Яхве была жена Ашера, о чем свидетельствуют надписи 8 века до н.э. в Кунтилет Аджруд (восток Синайского полуострова). Только с 7 века до н.э. во время царя Иосии происходит централизация культа Яхве в Первом Иерусалимском храме.

В израильских землях изображение Яхве могло быть в виде тельца, солярного божества или сидящего бога по типу фигурок бога Эля.

Монета с возможным изображением Яхве
Монета с возможным изображением Яхве

Яхве как главный бог евреев

Исследователи считают, что Яхве стал главным еврейским богом только после завоевания Северного Израильского царства Саргоном II в 722 году до н.э. Отвержение остальных богов могло произойти с целью централизации и усиления власти.

После завоевания Северного Израиля в Иудею хлынул огромный поток беженцев. Царям было необходимо снять религиозные противоречия для ассимиляция прибывших групп. Монотеизм стал ответом на беспомощность северо-израильских богов против Новоассирийского царства. Теперь главным храмом был признан Первый Иерусалимский храм с Яхве во главе. Все остальные культы маргинализировали.

Первый Иерусалимский храм, или Храм С...
Первый Иерусалимский храм, или Храм Соломона

Археологами была обнаружена надпись 6 века до н.э., высеченная в камне под памятником в Иудейской низменности "Хирбет Бет Лей". Она гласит:

Яхве есть Бог всей страны, горы Иудеи принадлежат ему, Богу Иерусалима.

Граффити Хирбет Бет Лей
Граффити Хирбет Бет Лей

Данная надпись подтверждает версию, что к 6 веку Яхве стал центральным божеством Иудеи.

Но это еще не означало, что он был единственным в представлении древних евреев. Яхве выступал как бог-покровитель Иудеи, о чем свидетельствует библейский текст:

Разве тебе не довольно владеть тем, что дал тебе твой бог Кемош? А мы будем владеть всем, что дал нам Господь, наш Бог. (Книга Судей 11:24)

Усиление Яхве

После разрушения Первого Иерусалимского храма в 586 году до н.э. и изгнания части евреев в Вавилон иудаизм сильно преобразился и впитал некоторые зороастрийские верования.

Вавилонское пленение евреев
Вавилонское пленение евреев

Оказалось, что Яхве не смог защитить Иерусалим от падения. Но вместо того, чтобы усомниться в своем боге и признать богов вавилонян, евреи решили, что Яхве покровительствует не только над ними, но и над всеми остальными народами, в том числе над вавилонянами, а разрушение страны стало наказанием евреев за многочисленные нарушения заповедей Яхве.

Древние евреи оказались настолько верными своему Богу, что выставили его не проигравшим, а победителем. Они возвысили его на новый онтологический и властный уровень. Именно он направил гнев на иудеев, использовав вавилонян. Эта идея прослеживается в Книге пророка Исаии, раннем библейском тексте, написанном после вавилонского пленения евреев.

Пророк Исаия
Пророк Исаия

Яхве для евреев перестал быть локальным богом. Теперь он универсальное божество, властвующее над всем творением. Иудейский универсализм привел к идее, что Бог Библии является богом не только евреев, но и всех людей вообще. Данная концепция в будущем отразилась в христианстве и исламе, сделав их крупнейшими религиями мира.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 04 марта 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1549

Ещё по теме...
Добавить комментарий