Как Иисус Христос относился к войне
Как Иисус Христос относился к войне
Иисус Христос является одной из ключевых фигур в истории формирования современной этики. Христиане верят, что его изречения записаны в четырех канонических евангелиях: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Там Иисус затрагивает много тем, в том числе политических и этических. Говорил ли он что-нибудь о войне? Может ли война быть справедливой с точки зрения Иисуса?

Иисус жил в I веке среди палестинских евреев. Он сталкивался со множеством социальных проблем, но вряд ли пытался решить их социально-политическим путем. Он не осуждал рабство, которое осуждается сегодня, потому что рабство было нормой в то время. Не существовало представления о равенстве людей.

То же самое касается проблемы войны. Иисус ни разу не задевает эту тему прямым образом. Это объяснимо. В своих проповедях он обращался к евреям, а среди них мало кто служил в армии или в храмовой страже. Тогда Иудея находилась под Римской империей, именно римляне составляли основу военной силы. Тем не менее из слов Иисуса можно косвенно вывести учение о войне.

"Не убей"

В Торе Моисея заповедь "не убей" не имеет абсолютного характера. Убийство допускалось на войне или с целью наказания за нарушения божьего закона.

Иисус в Нагорной проповеди усиливает моисееву заповедь "не убей" словами, что теперь помысливший об убийстве будет судим. Но что именно понимал Иисус под убийством? Скорее всего он мыслил в ветхозаветном стиле и подразумевал, что убийство как таковое допустимо. Не зря в книге "Деяния апостолов" описан случай убийства богом Анании и Сапфиры.

Смерть Анании
Смерть Анании

"Не мсти сделавшему тебе зло"

В той же Нагорной проповеди, описанной в 5 главе "Евангелия от Матфея", Иисус говорит, что нельзя мстить своим врагам, и что нужно подставить вторую щеку, если ударили по первой.

2000 лет христиане мучили себя вопросом, как же можно так жить, не отвечая на зло действиями. Объяснение простое: Иисус был апокалиптическим проповедником, он считал, что вот-вот наступит царствие небесное на земле, мир изменится и поэтому насильственный ответ на насилие усугубит ситуацию для ответчика больше, чем следование по пути терпения.

"Любите ваших врагов"

В продолжение Иисус напоминает, что заповедь о любви к ближнему относится также к врагам. Поэтому их тоже нужно любить. В перспективе скорого наступления Судного дня вполне логично, что лучше любить своих врагов, дабы не испортить душу злобными помыслами.

Поэтому Иисус весьма радикален в своих пацифических взглядах, и в обращении к Петру, взявшему меч для защиты своего лидера, Иисус говорит:

"Все, кто берется за меч, от меча и погибнут", - Матфей 26:52

Арест Иисуса и апостол Петр с мечом
Арест Иисуса и апостол Петр с мечом

"Не мир пришел Я принести, но меч"

Этот отрывок многие христиане интерпретируют как оправдание войны с целью защиты. В дополнение они приводят отрывок из "Евангелия от Луки", где Иисус говорит апостолам, чтобы те закупились мечами.

Оба отрывка противоречат вышеописанным цитатам, если под мечом понимать настоящее оружие. Однако Иисус поясняет:

"Я пришел, чтобы принести не мир, а меч. Я пришел «разделить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью, и врагами человеку станут его домашние", - Матфей 10:34-46

Контекст показывает, что меч символизирует будущие распри христиан со своими ближними, потому что слово евангелия вступает в противоречие с предыдущей иудейской традицией о мессии. Символизм отрывка усиливается, если выбрать второе значение слова "machaira", которое перевели в евангелии как "меч". "Machaira" - это не только клинок, но и жертвенный нож. То есть Иисус приносит не мир, а себя в жертву.

Икона "Иисус Христос с мечом", Монаст...
Икона "Иисус Христос с мечом", Монастырь Высокие Дечаны, Сербия/Косово

Отрывок о мече из "Евангелия от Луки" говорит, что апостолы не поняли смыл слов Иисуса:

"Сейчас же, если у вас есть кошелек, возьмите его, возьмите и сумку, и если у вас нет меча, то продайте плащ, но купите меч. Говорю вам, что со Мной должно исполниться сказанное в Писании: «Он был причислен к преступникам». Ученики сказали: — Смотри, Господи, у нас есть два меча. — Достаточно об этом , - ответил Иисус", - Лука 22:36-38

Весьма сомнительно, что два меча могли бы защитить апостолов. Иисус говорит "достаточно", потому что апостолы не поняли его. Ведь под мечом он подразумевал то, что против апостолов пойдет весь мир. Меч - это готовность к проповеди во вражеском мире. В 21 главе Иисус говорит, что сам Бог защитит их в случае опасности:

"Все будут ненавидеть вас из-за Меня, но ни один волос не упадет с вашей головы", - Лука 21:18

Иисус и апостолы, Тайная вечеря
Иисус и апостолы, Тайная вечеря

Таким образом, в проповеди Иисуса прослеживается исключительно пацифическая риторика. Однако в дальнейшем христиане развили учение о войне и вывели теорию справедливой войны. Это вполне логично, потому что учение церкви не ограничивается проповедями Иисуса, оно также включает все библейское предание, где война занимает одно из главных мест.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 27 февраля 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1078

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия